1. Главная страница
  2. Цикл работы Института наставничества МЭИ

Цикл работы Института наставничества МЭИ

Наименование образовательной организации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Номинация конкурса

Лучшая практика работы студенческого совета с наставниками академических групп / Группа 1

Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса

Как эффективно подготовить наставников для работы с первокурсниками, повысив их мотивацию и сделав процесс обучения интересным и вовлекающим?

Описание содержания практики

Для продуктивной работы с первокурсниками необходима долгая и тщательная подготовка, с которой помогает крупный образовательный проект – Школа Института наставничества МЭИ (далее – ШИН МЭИ).

ШИН МЭИ – это комплекс образовательных мероприятий для студентов МЭИ, которые являются кандидатами в наставники на предстоящий учебный год с целью обучения студенческого актива Университета и развитию их надпрофессиональных навыков для дальнейшей работы со студентами первого курса в течение осеннего семестра. На базе опыта многолетней работы с первокурсниками, был разработан цикл обучения наставников, который включает в себя:

Программа проходит в 5 этапов:

1. Агитационная кампания: Цель: Привлечение студентов на ШИН МЭИ. Методы:

1) Массовые презентации (более 70 участников) с информацией об ИН МЭИ, роли наставника и процессе обучения.

2) Собрания на институтах, проводимые Старшими наставниками.

3) Активная агитация в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram).

2. Отбор на ШИН МЭИ: Цель: Выбрать мотивированных студентов, готовых пройти обучение. Этапы:

1) Онлайн-форма: Заполнение анкеты с личной информацией, опытом работы в команде и ответами на кейсы, выявляющие личностные качества и взгляды на роль наставника.

2) Личное интервью: 40-минутное интервью с двумя экспертами, где обсуждаются сильные и слабые стороны, проверяется нейтральность, лояльность и стрессоустойчивость.

3) Оценка: Руководящий состав ИН МЭИ оценивает онлайн-форму и интервью по критериям, выставляя баллы. Результаты: 259 участников из 321 кандидата прошли отбор на ШИН МЭИ в 2024 году.

3. ШИН МЭИ (обучение):

Цель: Предоставить будущим наставникам необходимые знания и навыки.

Программа:

1) Тренинги: Проводятся тренерами Тренингового центра МЭИ и Московского регионального тренингового центра РСМ.

2) Решение кейсов: развитие практических навыков.

3)Командообразующие мероприятия: стимулирование командного взаимодействия.

4) Уникальные настольные игры: Развитие понимания работы вуза.

5) Тематика: Школа ежегодно проходит в определенной тематике, с интерактивами и призами.

6) Обратная связь: После каждого дня проводятся рефлексии и рассылки онлайн-формы обратной связи для улучшения программы.

4. Аттестация наставников:

Цель: Оценить знания и готовность к работе наставника. Формат: Мини-собрания: Представление ключевых моментов по теме и решение сложных ситуаций. Тест: Проверка знаний по материалам обучения.

5. Закрытие ШИН МЭИ и аттестация наставников:

Цель: Успешно прошедшие все этапы ШИН МЭИ участники получают сертификат, подтверждающий прохождение ШИН МЭИ. Мероприятие проходит с целью дополнительной мотивации ребят в интерактивном формате. В 2024 году сертификаты получили 179 наставников.

В целом, ШИН МЭИ является эффективной программой, подготавливающей будущих наставников к работе с первокурсниками. Она обеспечивает не только передачу знаний и навыков, но и формирование лидерских качеств и командного духа, что необходимо для успешной работы наставника.

Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами

1. Комплексный подход: ШИН МЭИ не просто проводит одноразовые тренинги, а предлагает комплексную программу подготовки, включающую:

1) Агитационную кампанию: привлекает мотивированных студентов, а не просто набирает всех желающих;

2) Тщательный отбор: исключает случайных людей и гарантирует наличие необходимых качеств у будущих наставников;

3) Обучение: предоставляет не только теоретические знания, но и развивает практические навыки;

4) Аттестацию: оценивает знания и готовность к работе, обеспечивая качественную подготовку.

2. Акцент на практических навыках:

1) Решение кейсов: позволяет применять полученные знания в реальных ситуациях;

2) Командообразующие мероприятия: развивают навыки командной работы, важные для наставничества;

3) Уникальные настольные игры: позволяют лучше понять работу вуза и специфику студенческой жизни.

3. Индивидуальный подход:

1) Темы обучения: ежегодно подбираются с учетом актуальных потребностей студентов и тенденций в образовании;

2) Обратная связь: позволяет улучшать программу и делать ее еще более эффективной.

4. Система мотивации:

1) Интерактивные мероприятия: делают обучение более интересным и запоминающимся;

2) Призы и сертификаты: повышают мотивацию студентов.

5. Опыт и репутация:

1) Многолетняя работа с первокурсниками: позволяет использовать накопленный опыт и разрабатывать эффективные программы;

2) Партнерство с ведущими организациями: гарантирует высокое качество обучения.

Основные результаты и эффективность реализации практики

Количественные показатели:

1. Высокий интерес: 321 кандидат подал заявку на ШИН МЭИ в 2024 году (рост по сравнению с прошлым годом).

2.Успешное обучение: 179 наставников завершили программу и получили сертификаты.

3. Позитивная обратная связь: участники высоко оценили полезность программы. Качественные показатели:

Развитие лидерских качеств: ШИН МЭИ способствует развитию лидерских качеств участников, обучая их навыкам коммуникации, организации, решения проблем и работы в команде.

Позитивное влияние на первокурсников: наставники эффективно помогают первокурсникам адаптироваться к студенческой жизни, улучшая их успеваемость. 3. Снижение стресса: наставники успешно поддерживают первокурсников в первые месяцы обучения, помогая им справляться со стрессом. 4. Позитивная атмосфера: наставники способствуют созданию позитивной атмосферы в учебном процессе, повышая мотивацию студентов.

Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях

Распространение практики ШИН МЭИ на другие регионы и вузы имеет большой потенциал для повышения качества наставничества.

Преимущества:

1. Стандартизация подготовки наставников: улучшение качества работы и поддержки первокурсников.

2. Единая система наставничества: упрощение координации и обеспечение последовательности обучения.

3. Мотивация студентов: возможность развивать лидерские качества и участвовать в важном проекте.

4. Сеть наставников: обмен опытом и взаимная поддержка.

Сложности:

1. Адаптация под специфику вуза.

2. Кадровые ресурсы: поиск квалифицированных тренеров и экспертов с опытом наставничества.

Активное продвижение инициативы в разных вузах с учетом специфики каждого учебного заведения и поиск квалифицированных специалистов для проведения ШИН МЭИ. ШИН МЭИ имеет потенциал стать флагманом новой системы наставничества в российских вузах. Успех масштабирования зависит от комплексного подхода, учитывающего как преимущества, так и сложности.

Интернет-ресурсы практики

Вернуться на страницу практик

Электронная почта: ssu@ruy.ru

Телефон: 8 (495) 606-87-86