Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с наставниками академических групп / Группа 1
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как эффективно подготовить наставников для работы с первокурсниками, повысив их мотивацию и сделав процесс обучения интересным и вовлекающим?
Описание содержания практики
Для продуктивной работы с первокурсниками необходима долгая и тщательная подготовка, с которой помогает крупный образовательный проект – Школа Института наставничества МЭИ (далее – ШИН МЭИ).
ШИН МЭИ – это комплекс образовательных мероприятий для студентов МЭИ, которые являются кандидатами в наставники на предстоящий учебный год с целью обучения студенческого актива Университета и развитию их надпрофессиональных навыков для дальнейшей работы со студентами первого курса в течение осеннего семестра. На базе опыта многолетней работы с первокурсниками, был разработан цикл обучения наставников, который включает в себя:
Программа проходит в 5 этапов:
1. Агитационная кампания: Цель: Привлечение студентов на ШИН МЭИ. Методы:
1) Массовые презентации (более 70 участников) с информацией об ИН МЭИ, роли наставника и процессе обучения.
2) Собрания на институтах, проводимые Старшими наставниками.
3) Активная агитация в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram).
2. Отбор на ШИН МЭИ: Цель: Выбрать мотивированных студентов, готовых пройти обучение. Этапы:
1) Онлайн-форма: Заполнение анкеты с личной информацией, опытом работы в команде и ответами на кейсы, выявляющие личностные качества и взгляды на роль наставника.
2) Личное интервью: 40-минутное интервью с двумя экспертами, где обсуждаются сильные и слабые стороны, проверяется нейтральность, лояльность и стрессоустойчивость.
3) Оценка: Руководящий состав ИН МЭИ оценивает онлайн-форму и интервью по критериям, выставляя баллы. Результаты: 259 участников из 321 кандидата прошли отбор на ШИН МЭИ в 2024 году.
3. ШИН МЭИ (обучение):
Цель: Предоставить будущим наставникам необходимые знания и навыки.
Программа:
1) Тренинги: Проводятся тренерами Тренингового центра МЭИ и Московского регионального тренингового центра РСМ.
2) Решение кейсов: развитие практических навыков.
3)Командообразующие мероприятия: стимулирование командного взаимодействия.
4) Уникальные настольные игры: Развитие понимания работы вуза.
5) Тематика: Школа ежегодно проходит в определенной тематике, с интерактивами и призами.
6) Обратная связь: После каждого дня проводятся рефлексии и рассылки онлайн-формы обратной связи для улучшения программы.
4. Аттестация наставников:
Цель: Оценить знания и готовность к работе наставника. Формат: Мини-собрания: Представление ключевых моментов по теме и решение сложных ситуаций. Тест: Проверка знаний по материалам обучения.
5. Закрытие ШИН МЭИ и аттестация наставников:
Цель: Успешно прошедшие все этапы ШИН МЭИ участники получают сертификат, подтверждающий прохождение ШИН МЭИ. Мероприятие проходит с целью дополнительной мотивации ребят в интерактивном формате. В 2024 году сертификаты получили 179 наставников.
В целом, ШИН МЭИ является эффективной программой, подготавливающей будущих наставников к работе с первокурсниками. Она обеспечивает не только передачу знаний и навыков, но и формирование лидерских качеств и командного духа, что необходимо для успешной работы наставника.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
1. Комплексный подход: ШИН МЭИ не просто проводит одноразовые тренинги, а предлагает комплексную программу подготовки, включающую:
1) Агитационную кампанию: привлекает мотивированных студентов, а не просто набирает всех желающих;
2) Тщательный отбор: исключает случайных людей и гарантирует наличие необходимых качеств у будущих наставников;
3) Обучение: предоставляет не только теоретические знания, но и развивает практические навыки;
4) Аттестацию: оценивает знания и готовность к работе, обеспечивая качественную подготовку.
2. Акцент на практических навыках:
1) Решение кейсов: позволяет применять полученные знания в реальных ситуациях;
2) Командообразующие мероприятия: развивают навыки командной работы, важные для наставничества;
3) Уникальные настольные игры: позволяют лучше понять работу вуза и специфику студенческой жизни.
3. Индивидуальный подход:
1) Темы обучения: ежегодно подбираются с учетом актуальных потребностей студентов и тенденций в образовании;
2) Обратная связь: позволяет улучшать программу и делать ее еще более эффективной.
4. Система мотивации:
1) Интерактивные мероприятия: делают обучение более интересным и запоминающимся;
2) Призы и сертификаты: повышают мотивацию студентов.
5. Опыт и репутация:
1) Многолетняя работа с первокурсниками: позволяет использовать накопленный опыт и разрабатывать эффективные программы;
2) Партнерство с ведущими организациями: гарантирует высокое качество обучения.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Количественные показатели:
1. Высокий интерес: 321 кандидат подал заявку на ШИН МЭИ в 2024 году (рост по сравнению с прошлым годом).
2.Успешное обучение: 179 наставников завершили программу и получили сертификаты.
3. Позитивная обратная связь: участники высоко оценили полезность программы. Качественные показатели:
Развитие лидерских качеств: ШИН МЭИ способствует развитию лидерских качеств участников, обучая их навыкам коммуникации, организации, решения проблем и работы в команде.
Позитивное влияние на первокурсников: наставники эффективно помогают первокурсникам адаптироваться к студенческой жизни, улучшая их успеваемость. 3. Снижение стресса: наставники успешно поддерживают первокурсников в первые месяцы обучения, помогая им справляться со стрессом. 4. Позитивная атмосфера: наставники способствуют созданию позитивной атмосферы в учебном процессе, повышая мотивацию студентов.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Распространение практики ШИН МЭИ на другие регионы и вузы имеет большой потенциал для повышения качества наставничества.
Преимущества:
1. Стандартизация подготовки наставников: улучшение качества работы и поддержки первокурсников.
2. Единая система наставничества: упрощение координации и обеспечение последовательности обучения.
3. Мотивация студентов: возможность развивать лидерские качества и участвовать в важном проекте.
4. Сеть наставников: обмен опытом и взаимная поддержка.
Сложности:
1. Адаптация под специфику вуза.
2. Кадровые ресурсы: поиск квалифицированных тренеров и экспертов с опытом наставничества.
Активное продвижение инициативы в разных вузах с учетом специфики каждого учебного заведения и поиск квалифицированных специалистов для проведения ШИН МЭИ. ШИН МЭИ имеет потенциал стать флагманом новой системы наставничества в российских вузах. Успех масштабирования зависит от комплексного подхода, учитывающего как преимущества, так и сложности.
Интернет-ресурсы практики