Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с академическими группами
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как провести адаптацию студентов первого курса к университетской среде?
Описание содержания практики
Проект «Мы рядом» направлен на адаптацию студентов первого курса к университетской среде.
1) Структура организации деятельности в рамках проекта.
Курацию адаптации каждой академической группы осуществляют тьюторы. Контроль над работой тьюторов на факультете осуществляет старший тьютор. Общую курацию проекта осуществляет руководитель Тьютор-Центра СГМУ, который представляет интересы и запросы академических групп в Совете обучающихся СГМУ. Также к работе привлечены кураторы и наставники Совета обучающихся СГМУ.
2) Осуществляемая деятельность в рамках проекта.
В рамках данной программы Тьютор-Центром был создан гайд для первокурсников со всей необходимой информацией для студентов, поступающих в СГМУ.
В рамках проекта «Мы рядом» за неделю до 1 сентября каждого учебного года за каждой академической группой закрепляется тьютор.
Все академические группы 1 курса 1 сентября проходят пространственную адаптацию в университете (знакомство с помещениями и историей университета путем экскурсии).
В течение первого семестра каждым тьютором организуются тьюторские часы для академических групп. Основными целями тьюторских часов являются знакомство участников группы между собой, сплочение коллектива перовокурсников, профессионально-личностное развитие студентов, социально-психологическая адаптация студентов, сбор обратной связи и выявление проблем, возникающих в академических группах. В ходе тьютор-часов студенты первого курса знакомятся со структурой университета, студенческими объединениями Совета обучающихся, системой стипендий и материальной поддержки. Проводятся тренинги по деловому общению, лидерству, тайм-менеджменту, целеполаганию и алгоритмам планирования.
В конце сентября при содействии тьюторов проводится ежегодная ярмарка студенческих объединений «Адаптер», в ходе которой члены студенческих объединений Совета обучающихся СГМУ знакомят первокурсников со своей деятельностью и приглашают их на организационные собрания, в ходе которых студенты узнают о работе объединения подробнее и могут присоединиться к их работе.
Тьютор находится в постоянном диалоге с академической группой и решает возникающие у них проблемы и реализует запросы. В случае если тьютор не может самостоятельно реализовать запрос, то передает его старшему тьютору на факультете. В свою очередь, если старший тьютор также не способен удовлетворить данный запрос, то он передает его руководителю Тьютор-Центра, который непосредственно взаимодействует с председателем Совета обучающихся.
Кроме того, тьюторы осуществляют централизованное информирование академических групп по запросу руководителя Тьютор-Центра (руководитель получает запрос от Совета обучающихся или администрации университета).
Помимо Тьютор-Центра к проекту привлечены преподаватели университета, которые выступают в роли кураторов. Куратор закреплен за каждой академической группой и выполняет работу со стороны профессорско-преподавательского состава, совместно работая с тьюторами.
Таким образом проводится адаптация студентов первого курса к среде университета, защита прав и законных интересов студентов, учет их мнения при организации учебного процесса и решении социальных вопросов, сбор и передача обратной связи, информирование и мотивация членов академических групп. Над работой тьюторов осуществляется контроль: тьюторы ежемесячно подают отчет о проведенных тьютор-часах, о степени адаптации группы к университету, о конфликтах, существующих внутри и за пределами группы и др.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Практика тьюторства является достаточно распространенной в российских университетах, однако многоуровневая система взаимодействия (тьюторы, кураторы, наставники) и все разработанные материалы проекта «Мы рядом» являются уникальными.
Система обучения тьюторов является максимально эффективной и уникальной программой. Каждый тьютор проходит двухдневную образовательную школу, на которой приобретает необходимые для работы навыки и знания. После прохождения школы тьюторы проходят обязательный тестовый контроль, на котором им необходимо продемонстрировать уровень своих знаний. Собеседование с руководителем Тьютор-Центра является заключительным этапом подготовки тьюторов, на котором руководитель определяет уровень компетентности и мотивированности каждого тьютора. Список отобранных тьюторов предоставляется в деканаты факультетов, которые принимают окончательное решение о составе тьюторов на факультете.
На школе тьюторов используются уникальные материалы, разработанные за многие годы реализации проекта «Мы рядом».
Также гайд для студентов-первокурсников является уникальной разработкой.
Основные результаты и эффективность реализации практики
2021-2022 учебный год:
Общее количество мероприятий: 209
Количество участников (студенты-первокурсники): 700 (уникальных), 3318 (повторяющихся)
2022-2023 учебный год:
Общее количество мероприятий: 342
Количество участников (студенты-первокурсники): 600 (уникальных), 4942 (повторяющихся)
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Тьюторское сопровождение в той или иной форме существует во многих университетах страны. Реализация данного проекта возможна на площадке любой образовательной организации.
Интернет-ресурсы практики
Группа ВКонтакте:
Технологические материалы практики
1) Отчеты о работе за 2021-2022 уч.г., 2022-2023 уч.г.
2) Гайд для первокурсников
3) Список и отчеты о кураторской деятельности
4) Материалы, используемые тьюторами для проведения тьютор-часов