Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Благовещенский государственный педагогический университет"
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с наставниками академических групп
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Какими способами способствовать повышению профессионального уровня тьюторов и качества взаимодействия с первокурсниками?
Описание содержания практики
Институт тьюторства БГПУ является формой организации студенческого наставничества, постоянно действующим студенческим объединением, созданным с целью адаптации студентов-бакалавров первого курса к университетской среде.
Деятельность Института тьюторов направлена на оказание студентам первого курса постоянной информационной поддержки в процессе адаптации к условиям университетской жизни, помощь в построении ими индивидуальной траектории развития.
В процессе организации работы ИТ, наставники проходят через непрерывный процесс обучения, инструменты работы, что позволяет к концу учебного года проявить себя в конкурсе:
Для наиболее компетентного осуществления тьюторской деятельности, студенты проходят Школу тьюторов (август), куда выбираются по результатам анкетирования или отборочного испытания на основе их мотивации и активной позиции. После завершения обучения в Школе тьюторов и прохождения аттестации, студенты допускаются к работе с первокурсниками.
Ежемесячно в ходе тьюториалов наставники проходят различные тренинги. Выработка нужных умений и навыков в процессе тренинга предполагает не только их запоминание, но также непосредственное применение на практике сразу же после окончания занятия. На них мы используем разнообразные методы активного обучения, например, имитационные, сюжетные, ролевые или деловые игры, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
В процессе работы, в течение учебного года, ребята опираются на «Дневник Тьютора», чтобы планировать работу с первокурсниками и отслеживать динамику их учебной и социальной жизни.
В конце учебного года кураторы организуют конкурс «Лучший тьютор БГПУ», который состоит из трёх этапов. Тьютор, прошедший успешно все испытания и получивший наибольшее количество баллов, считается лучшим. В том числе анализируется мнение ребят первокурсников о работе тьютора в их академической группе. Победитель конкурса получает материальное поощрение и право быть помощником куратора в работе тьюторов 2023-2024 гг.
Механизм реализации конкурса «Лучший тьютор БГПУ»
Конкурс проводится среди тьюторов академических групп БГПУ и направлен на развитие Института тьюторов БГПУ, приобщение к исследовательской, творческой, социальной деятельности.
Цель конкурса – повышение педагогического мастерства тьюторов академических групп в учебно-воспитательной работе со студентами.
Конкурс проводится в очно-заочном формате по следующим номинациям:
Видео-визитка:
Рассказать о своем опыте работы в качестве тьютора, отразив работу с группой на протяжении года, а также педагогическое кредо тьютора.
Открытый тьюторский час:
Тьютор проводит открытый тьюторский час для собранной организаторами группы первокурсников с разных факультетов.
Отчет о работе:
Тьютор готовит отчет о проделанной работе и очно представить, как свою визитную карточку.
Такой механизм проведения конкурса не только позволяет выявить наиболее квалифицированных тьюторов, но и способствует развитию института тьюторов и их взаимодействие с первокурсниками. Это также стимулирует тьюторов к развитию и совершенствованию их педагогических навыков.
Признание лучшего тьютора и его дальнейшее участие в работе тьюторов на следующий учебный год является отличной мотивацией для участия в конкурсе, а материальное поощрение придает ему еще больший стимул.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Уникальность практики конкурса "Лучший тьютор БГПУ" заключается в комбинации различных методов оценки навыков и компетенций тьюторов. В отличие от типичных конкурсов, которые могут оценивать только теоретические знания или демонстрацию педагогического мастерства в классной комнате, этот конкурс охватывает несколько аспектов работы тьютора в реальной среде.:
1. Оценку педагогического кредо и опыта работы, представленного через видеопрезентацию - это позволяет тьюторам продемонстрировать свои знания, умения и методики.
2. Организацию открытого тьюторского часа для первокурсников - это дает возможность прямо оценить педагогическое мастерство тьюторов в работе с учащимися.
3. Подготовку детального отчета о работе тьютора - такой оценочный элемент позволяет оценить успехи тьютора и его способность анализировать собственную педагогическую практику.
Он охватывает различные аспекты педагогической работы и позволяет оценить тьюторов по различным критериям и с разных сторон. Такой подход стимулирует тьюторов к разностороннему развитию своих профессиональных навыков и методик, способствует их лучшей адаптации к работе с различными группами студентов.
Уникальность заключается также в преемственности, у лучшего тьютора появляется возможность напрямую передавать накопленные знания приемникам, занимаясь процессом организации деятельности Института тьюторов.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Основные результаты и эффективность реализации практики конкурса "Лучший тьютор" можно оценить по нескольким основным пунктам:
1. Повышение профессиональной мотивации тьюторов: Участие в конкурсе стимулирует тьюторов к саморазвитию, совершенствованию своих навыков, поиску новых методик работы с первокурсниками. Это способствует повышению профессиональной мотивации и активизации их творческого потенциала и дальнейшего продвижение лучших практик.
2. Развитие педагогических навыков: Участие в конкурсе позволяет тьюторам продемонстрировать и развивать свои педагогические умения и компетенции, работая на уровне «открытого тьюторского часа». Это повышает качество взаимодействия между тьюторами и первокурсниками.
3. Поддержка адаптации первокурсников: Участие в конкурсе способствует улучшению работы с первокурсниками, формирует позитивное отношение к тьюторам, приобщает к академической и внеучебной деятельности в университете. Более 42 % первокурсников включены в внеучебную деятельности в вузе
4. Повышение статуса института тьюторов: Конкурс способствует укреплению статуса института тьюторов, создает возможности для публичного признания и поощрения лучших представителей профессии.
К-во желающих стать тьюторами академических групп с каждым годом увеличивается.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
1. Обмен опытом: Организаторы конкурса могут предоставить информацию и материалы, связанные с проведением конкурса, другим образовательным организациям. Это позволит им оценить ценность и потенциал конкурса.
2. Адаптация к специфике: Конкурс можно адаптировать к специфике и потребностям других регионов и учебных заведений, учитывая особенности их студенческой аудитории, институтов тьюторов и т.д.
3. Организация пилотных проектов: Проведение пилотного проекта в нескольких образовательных организациях позволит определить эффективность и целесообразность конкурса в различных контекстах.
4. Межрегиональный конкурс: Можно организовать межрегиональные конкурсы с участием тьюторов различных образовательных организаций, что способствует обмену опытом и популяризации лучших практик.
5. Обучение и консалтинг: Проведение обучающих мероприятий и консалтинга для образовательных организаций, желающих организовать подобные конкурсы, что способствует распространению лучших практик и обмену опытом.
Таким образом, конкурс "Лучший тьютор" является ценным инструментом развития профессионализма тьюторов и вовлечения студентов в академическую и внеучебную деятельность.
Технологические материалы