Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Номинация конкурса
Лучшая практика студенческого совета по организации системы управления качеством образования
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как развить в преподавателях взаимодействие со студентами, основанное на принципах уважения и конструктивности? Как сделать пары интереснее? Как развить в профессорско-преподавательском составе интересную подачу материала? Как сделать обучение продуктивным, интересным, а главное эффективным?
Описание содержания практики
В структуре совета обучающихся выделен специальный орган - "Студенческий центр оценки и мониторинга качества образования" (далее СОК), отвечающий за систематический анализ и оценку качества образовательного процесса. - Принципы формирования центра: представительство от каждого факультета, ротация состава, прозрачность деятельности, активное вовлечение студентов. - Центр осуществляет регулярный сбор обратной связи от студентов, мониторинг удовлетворенности качеством образования, проводит фокус-группы и другие исследования. Функции, результаты деятельности в части управления качеством образования: - Функции центра: мониторинг качества образования, анализ полученных данных, выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, участие в разработке и реализации программ повышения качества.
Инструменты деятельности СОКА и функционирования системы оценки качества:
1."Ковровые" опросы. - Т.е. тысячи студентов ставят оценки своим преподавателям и на основе данных оценок формируется рейтинг. Причем мы понимаем, что просто высокие оценки - это еще не показатель качества преподавателей. Интересней, например преподаватели, где есть длинные разрывы: много пятерок и много двоек. Это значит, что преподаватель требовательный, но многим это не нравится. То есть нашей практике главное это содержательный подход, а не формальный.
2.Качественная обратная связь: подробная анкета, где уже описывается (практически интервью) и оценивается работа преподавателя (прилагаем рабочую анкету) 3. Походы/проверки трудовой дисциплины – важным критерием качества образования является фактическое проведение занятий, что и проверяется СОКом 4. Мониторинг соц.сетей на предмет учебной активности профессорско-преподавательского состава 5. "Красная кнопка" ректору: есть возможность жаловаться ректору, но СОК также параллельно видит эти жалобы и включается в решение проблемы. Сюда же относится электронная приёмная студенческого ректора, который даёт соответствующее распоряжение о проверке сигнала СОКу.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Системы оценки качества образования в виде отдельных структурных подразделений существуют во многих ВУЗах страны, однако, как самостоятельная саморганизационная деятельность студентов представлена редко. Подобное существует только в виде комитета по образованию студенческого совета МГУ им. Ломоносова, однако он сосредотачиваются на технических аспектах (недопусках к передачам, дистанционные формы обучения), а не содержательных аспектах. Наш же центр оценивает преподавание, формы проведения занятий, взаимодействие и открытость к обратной связи, практическое применение полученных знаний и навыков.
Основные результаты и эффективность реализации практики
За время существования центра было проведено две крупной оценки посредством анкетирования и опросов. В частности, в отчёте ректору университета были выявлены следующие закономерности:
- 63% опрашиваемых, считают главной проблемой занятий неумение (или не желание) преподавателя заинтересовать студентов,
- 47% считают формы проведения занятий однообразными и не вызывающими интереса,
- 15% отмечают не актуальность полученных знаний.
Также был составлен рейтинг преподавателей на основе критериев (анкеты в приложении), выработанных совместно с представителями преподавательского состава, администрации и студентов. Отмечены преподаватели с низкими показателя, по котором замено особенно не конструктивное взаимодействие. Были выработаны рекомендации. Также за год было проведено 6 масштабных аудиторных проверок на соблюдение трудовой дисциплины. Преподаватели регулярные нарушители дисциплины были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Совет Обучающихся НГУЭУ обладает накопленным обширным опытом в области оценки и управления качеством образования, что выражается в подробных методических материалах для других студенческих советов- опытополучателей, которые при необходимости могут быть оформлены ёмко и нормативно. Также мы открыты к обмену опыта и готовы делиться своим инструментариям - анкетами, опросниками, методами и методиками работы с профессорско- преподавательским составом. Также отмечу, что наши механизмы универсальны и очень гибки, в связи с чем лего поддаются развитию в других образовательных организациях. Поэтому готовность НГУЭУ можем оценить, как высокую.
Интернет-ресурсы практики
Интернет-ресурс анкеты по занятию
Интернет-ресурс анкеты по курсу