Наименование образовательной организации
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Номинация конкурса
Лучшая организация деятельности студенческого совета образовательной организации
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
1.Как справиться с трудностями адаптации студентам первых курсов?
Студенты, поступающие в университет, сталкиваются с трудностями адаптации к новому социальному статусу, отсутствие единомышленников, непонимание структуры высшего учебного заведения и сложность в выборе сферы реализации своих потенциалов из-за большого наличия организаций и подразделений, как следствие - подавленность, нежелание развиваться и продолжать учебную деятельность.
2.Через кого и как решать вопросы, связанные со стипендиями, отчислениями и переводами? Кто отстаивает права студентов?
3. Важность развития клубного движения в университете?
В 2006 году образован Студенческий совет СПбГУПТД. В 2019 году произошло реструктурирование в связи с ростом спроса на локальные структурные подразделения, выходящие за рамки целей комитетов. После этого началось активное развитие клубного движение с открытия 3х тематических объединений. За 6 лет спрос на новые подразделения продолжал и продолжает расти из-за увеличения вовлеченности молодежи в студенческое самоуправление и желания развития soft- и hard- skills, применимых в будущей профессии.
В своей научно-исследовательской статье «Развитие клубной деятельности студенческой молодежи» Парынцева Наталья Сергеева пишет о важности развития клубной деятельности в университете и недостаточном внимании к данному вопросу: «В современной России уделяется недостаточное внимание развитию клубной деятельности не только
студенческой молодежи, но и, в целом, всего населения. Это подтверждается наличием проблем в сфере клубной
деятельности»
[Электронный ресурс]: апрель 2022, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-klubnoy-deyatelnosti-studencheskoy-molodezhi/viewer (Дата обращения 07.11.2023)
Также студенты сталкиваются с отсутствием единомышленников и сложностью в выборе сферы реализации своих потенциалов из-за большого наличия организаций и подразделений, как следствие - подавленность, нежелание развиваться и продолжать учебную деятельность (Психолог Иванова Мария: ...от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста).
[Электронный ресурс]: 15.03.2017, URL: https://www.b17.ru/article/74704/ (Дата обращения 18.02.2023)
1. Сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности;
2. Неумение брать на себя ответственность в рабочих вопросах;
3. Потерянность при коммуникации с другими студентами и преподавателями, что сказывается психо-эмоциональное состояние и на качество обучения;
4. Снижение самооценки;
Как итог: в стране отсутствие высококвалифицированных специалистов, занимающихся самореализацией и ограниченное количество адаптационных мероприятий для нуждающихся.
Статистические исследования показали, что в университете есть спрос на увеличение масштабов клубного движения, которые могли бы создать дружескую атмосферу, позволить студентам почувствовать себя комфортно среди близких по духу и целям людей и найти возможности для самореализации.
Из Федерального закона (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" – https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html), определяются основные направления и формы реализации молодежной политики, (6 ст.): поддержка инициатив молодежи; содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи; выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявляющей одаренность; развитие института наставничества; поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи; поддержка деятельности молодежных общественных объединений; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов. Клубная деятельность Студенческого совета СПбГУПТД направлена на поддержку молодежи и содействует развитию талантов молодых граждан, что показывает актуальность решения данной проблемы.
Описание содержания практики
Основной целью организации деятельности Студенческого совета является популяризация клубного направления, а также организация досуговой деятельности для студентов вузов Санкт-Петербурга.
Структура Студенческого совета представляет собой: 4 комитета (спортивный, социально-правовой, культурно-массовый и комитет искусств «АртПросвет»), 7 центров (дизайн, декор, диджей, технический, добровольческий, медиа и PR), 8 клубов по интересам и 1 спец. проект – старостат.
Деятельность объединения ориентирована на вовлечение молодежи в социальную практику по интересующим тематикам, добровольческая деятельность, направленная как на муниципальные мероприятия, так и на городские силами студентов университета ПромТехДизайн.
В стенах университета осуществляется поддержка студенческих инициатив Студенческим советом. В 2019 году была преобразована структура, в связи с чем было открыто новых 3 клуба: Музыкальный, Киноклуб и Экологический клуб «Исток». За 4 года по инициативе студентов было образовано 6 новых объединений по интересам: Клуб настольных игр «Вечерняя партия», Модельный клуб «KABLOOK», Клуб рукоделия, Туристический, Литературный и Юмористический клубы.
Каждая инициатива реализуется не только благодаря поддержке Студенческого совета, но и администрации вуза, которая предоставляет материальную, организационную и консультационные поддержки студентам-активистам.
Работа со студенческой инициативой начинается на первом собрание Студенческого совета на первой неделе сентября, где первокурсники знакомятся со структурными подразделениями университета, с руководителями клубного движения.
Далее реализуется проект «Школа актива Студенческого совета», направленный на помощь в адаптации первокурсников к новым условиям и интеграцией в образовавшийся коллектив в первый месяц обучения. Школа проходи в два этапа:
1 этап – Школа активиста, где первокурсники знакомятся с каждый подразделением и клубом Студенческого совета;
2 этап – Первый Студенческий выезд, куда попадают 100 самых замотивированных активиста, где с головой погружаются в студенчество, которое охватывает все необходимые аспекты современных образовательных модулей, не входящих в программу высшего образования.
В октябре на протяжении 8 лет реализуется проект «Образовательный выезд "PROJECTOR"». Цель выезда – разработка проектов и в дальнейшем их реализация в стенах университета. После данного проекта были открыты Литературный и Юмористический клубы, а также несколько других подразделений Студенческого совета.
Весной студенты вузов собираются на Карьерно-образовательном форуме «GO!Глубокое.Образование», где на протяжении 5 дней происходит знакомство и сближение студентов с общими интересами по 5 различным направлениям.
Также Студенческий совет является связующим звеном студентов и администрации вуза. Председатель или представить объединения входит в комиссии и ученый совет университета, что позволяет координировать в вопросах, связанных со стипендией, отчислениями и переводами. Также через старостат регулярно проводят опросы для повышения качества работы.
Студенческий совет – это выборный орган студенческого самоуправления, потому 2 раза в год проходят выборы председателями из основного состава активистов, имеющих наивысшие баллы по балльно-рейтинговой системе.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
В основных результатах и эффективности реализации практики можно отнести качественные и количественные показатели:
Данная система является уникальной для площадки, на которой реализуется, а именно – университет промышленных технологий и дизайна.
На базе вуза имеются аналогичные проекты, но наш отличается подходом к работе с абитуриентами, студентами различных курсов, благодаря индивидуальному подходу и качественной проработке идеи клуба перед стартом его деятельности и координировании на всем пути.
Помимо этого, разработан проект – Новогодняя премия Студенческого совета, который направлен на поощрение студенческих инициатив и работу в течение года по 21 различной номинации
Также существует система преемственности через обучение и подготовку активистов на руководящие должности за счет проведения двух проектов: Школа актива Студенческого совета и Образовательный выезд «Projector». А также курирование активистов руководителями существующих подразделений.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Практика в 2022 году заняла 2 место во Всероссийском конкурсе «Лучшая практика студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования» в номинации «Лучшая практика организации студенческого самоуправления» с проектом «STUD TEAM»
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
При дальнейшей реализации практики в ближайшие 2 года планируется открытие 4 тематических клубов по интересам. Также в планах коллаборации с другими университетами для проведения совместных мероприятий для увеличения охвата вовлеченных студентов в клубную деятельность.
Также для жителей ЛНР и ДНР в 2022 была реализована Летняя школа актива, а в 2023 году представители университетов данных регионов были приглашены в качестве участников для обмена опытом на Карьерно-образовательный форум «GO!Глубокое.Образование»
Интернет-ресурсы практики
Информация Объединенного совета обучающихся публикуется в группе Департамента молодежной политики им. И.С. Тургенева Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева
На официальном сайте Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева есть вкладка со всей информацией Объединенного совета обучающихся
Технологические материалы практики