1. Главная страница
  2. Специальный проект Студенческого совета МГТУ им. Н.Э. Баумана "Старостат"

Специальный проект Студенческого совета
МГТУ им. Н.Э. Баумана "Старостат"

Наименование образовательной организации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»

Номинация конкурса

Лучшая практика работы студенческого совета со старостами академических групп

Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса

Как вовлечь старост в общественную деятельность, помочь с их обязанностями и обучить необходимым навыкам?

Описание содержания практики

Проект "Старостат" направлен на эффективную адаптацию, вовлечение в активную деятельность, привитие лидерских качеств и формирование активной жизненной позиции у студентов университета. Это комплексная инициатива, помогающая старостам успешно влиться в университетскую среду и развиваться как лидеры на протяжении всего обучения. Процесс становления старосты состоит из нескольких ключевых этапов:

1. Подача заявки и мотивационное письмо. Абитуриенты, желающие стать старостой своей учебной группы, подают заявку онлайн или очно. Это позволяет заранее выявить заинтересованных студентов.

 2. Школа Молодого Бауманца. На этом мероприятии студенты знакомятся с администрацией своего факультета, а также узнают ключевые аспекты жизни в университете. Это первый шаг к созданию взаимодействия между будущими старостами и администрацией.

3. Обучение и тестирование. В начале учебного года старосты проходят обучение по вопросам, связанным с организацией учебного процесса и жизни в университете. Обучение сопровождается активной межкурсовой коммуникацией, где новички могут задавать вопросы старшим старостам. По завершении обучения проводится тестирование, чтобы определить уровень подготовки старост и скорректировать дальнейшую программу.

4. Интеграция и мастер-классы. В конце сентября старосты первого курса участвуют в выездном мероприятии на базе учебного центра "Бауманец". Там проводятся мастер-классы, деловые игры и лекции, направленные на развитие лидерских качеств и командного духа. После мероприятия продолжаются курсы и лекции по важным вопросам студенческой жизни, а также игры на командообразование. Ежемесячные собрания помогают старостам быть в курсе правовых аспектов учебного процесса.

5. Успешные старосты. По итогам выездной программы выбираются лучшие старосты, которые получают приглашение на торжественное награждение, проводимое 25 января в День студента.

Награждение служит не только признанием их заслуг, но и мотивацией для дальнейшей работы. В дальнейшем эти старосты становятся кураторами для первокурсников, передавая свой опыт и знания.

6. Взаимодействие с администрацией. Старосты регулярно встречаются с представителями администрации для обсуждения актуальных вопросов и получения обратной связи. Эти встречи организуются на основе запросов студентов, что позволяет наладить эффективное взаимодействие между администрацией и студенческим сообществом. Цели проекта включают: - Содействие успешной адаптации старост первого курса в университетской среде. - Развитие лидерских качеств у участников проекта. - Создание эффективного и активного сообщества старост. - Сплочение студенческого сообщества. - Обеспечение мониторинга правовых вопросов в учебном процессе и налаживание механизма обратной связи со студентами. - Построение прочной связи между старостами и администрацией для защиты интересов студентов. Проект "Старостат" создает целостную инфраструктуру поддержки, которая охватывает старост всех курсов, студенческое сообщество и администрацию.

Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами

Уникальность и оригинальность проекта "Старостат" проявляются в ряде ключевых аспектов, отличающих его от аналогов:

1. Интегрированный подход: Проект "Старостат" не ограничивается просто выбором старост на начальном этапе. Он предлагает целостный и интегрированный подход, начиная с самого поступления до завершения обучения.

2. Ориентация на адаптацию: "Старостат" фокусируется на максимально эффективной адаптации старост первого курса. Это включает в себя предоставление ключевой информации о жизни и обучении в Университете, обучение лидерским навыкам, а также знакомство с местными традициями и структурой Университета.

3. Система ответственных: Уникальность заключается в формировании системы ответственных, где лучшие старосты, стали ответственными за учебное подразделение для реализации проекта внутри. Также старосты старших курсов занимаются образовательным компонентом "Старостата", включающий мастер- классы, лекции, кейсы и брейнштормы. Эти элементы направлены на развитие не только организационных навыков, но и креативного мышления и способности решать задачи в коллективе, что обеспечивает передачу опыта и знаний, формируя устойчивую систему поддержки и содействия старостам.

4. Постоянное и открытое взаимодействие: Проект обеспечивает постоянное взаимодействие между старостами, студенческого сообщества и администрацией Университета. Это создает условия для оперативного реагирования на возникающие трудности, консультаций и эффективной поддержки старост в их лидерской роли.

5. Комплексное сопровождение: Проект предлагает студентам полный комплекс сопровождения, начиная с этапа поступления и заканчивая кураторской поддержкой в течение всей учебы. Это обеспечивает стабильность и непрерывность в обеспечении поддержки старост.

Таким образом, "Старостат" выделяется уникальным подходом к адаптации, формированию лидерских качеств и устойчивой системе поддержки, что делает его оригинальным и эффективным инструментом в студенческом самоуправлении.

Основные результаты и эффективность реализации практики

Качественные показатели проекта "Старостат":

1. Успешный выбор старост.

2. Участие в "Школе Молодого Бауманца".

3. Интеграция старост через обучение, наставничество и выездные программы.

4. Поддержка лучших старост.

5. Постоянное взаимодействие и консультации.

6. Решение правовых вопросов и взаимодействие с администрацией.

7. Внедрение системы ответственных в каждом подразделении.

8. Мастер- классы, кейсы, лекции, брейнштормы.

9. Признание старост и поддержка проекта.

10. Мероприятия: командообразование, награждение 25 января, собрания старост.

Количественные показатели за осенний семестр 2024 года: - Число прошедших обучение: более 250 - Число старост  подготавливающих обучение: более 20 - Участники выездной программы: 120 - Члены оргкомитета выездной программы: более 25 - Лекций в осеннем семестре 2023: 8 - Публикаций в соцсетях: более 25 - Участники проекта: более 300 - Просмотры в соцсетях: более 150 тысяч - Ответственный за реализацию проекта на учебном подразделении: 12 человек.

Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях

Проект "Старостат" обладает потенциалом масштабирования в другие регионы и образовательные учреждения по нескольким причинам:

1. Модель адаптации: Проект предлагает универсальную модель выбора, обучения и интеграции старост, которую можно адаптировать к разным образовательным системам.

2. Гибкость процессов: Предложенные процессы легко настраиваются под структуры различных учебных заведений, что упрощает их внедрение.

3. Структура обучения: Обучение старост системно и может быть адаптировано для масштабирования. Учебные материалы доступны для использования.

4. Позитивный опыт: Успешные результаты "Старостата" делают его привлекательным для других учреждений, стремящихся развивать лидерские качества у студентов.

5. Устойчивость: Передача опыта от старших старост к младшим обеспечивает непрерывность.

6. Потребность в адаптации: "Старостат" решает важную задачу адаптации первокурсников к учебной и студенческой жизни.

Вернуться на страницу практик

Электронная почта: ssu@ruy.ru

Телефон: 8 (495) 606-87-86