Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с наставниками академических групп / Группа 1
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как облегчить процесс адаптации студентов первого курса и показать им все возможности Университета?
Описание содержания практики
Проект направлен на адаптацию студентов первого курса путем реализации программы наставничества со стороны студентов старших курсов. Команда проекта насчитывает около 300 участников и охватывает 11 учебных структурных подразделений нашего Университета. В ходе проекта командой реализуется обучающий выезд для будущих координаторов, торжественное посвящение, а также мероприятия, направленные на знакомство студентов первого курса с жизнью Университета.
Этапы проекта:
1. Набор, обучение и отбор координаторов. В рамках данного этапа осуществляется набор кандидатов и общее обучение всего потока. Важно отметить, что частью общего обучения является выездная программа "Школа Координатора", в ходе которой участник в течение трех дней знакомятся со спецификой проекта, а также получаются новые знания и навыки. Помимо этого, после общего обучения стартуют локальные образовательные программы в учебных структурных подразделениях нашего Университета. Местные обучения необходимы для ознакомления координаторов со спецификой факультетов и кафедр, поскольку каждый из набранных впоследствии координаторов будет распределен на группу со своего же направления подготовки и кафедры. По окончании обучения проходят очные собеседования с ответственными за реализацию проекта и представителями администрации учебных структурных подразделениях. По результатам собеседований формируется и утверждается итоговый список координаторов. Завершающим этапом проекта является торжественное мероприятие под названием "Посвящение в координаторы", на котором участники проекта обязуются соблюдать кодекс проекта, а также получают памятные значки.
2. Внедрение координаторов в учебные группы первого курса. Данный этап является важнейшим, поскольку именно в этот момент участники проекта знакомятся с со своими учебными группами и начинают взаимодействие. Интеграция осуществляется в ходе мероприятий "Школа молодого Бауманца" (масштабное мероприятие, направленное на адаптацию первокурсников и их знакомство с традициями, ценностями и устройством Университета, которое проходит в формате 5-ти дневного палаточного лагеря на территории лесного массива в лагере "Дружба") и "Посвящение в студенты" (торжественное мероприятие, в ходе которого студенты получают напутственные слова от администрации Университета, и принимают участие в концерте, организованным студентами). Помимо очного взаимодействия со студентами первого курса координаторы обязаны провести минимум одну очную встречу вне территории Университета, чтобы пообщаться с ребятами в неформальной обстановке.
3. Работа с группой. После первых очных встреч и знакомства с группой координатор продолжает отвечать на вопросы первокурсников и взаимодействовать с группой вплоть до конца первого семестра. Координатор для упрощения системы информирования создает дайджест (информационную сводку) для демонстрации возможностей Университета.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Уникальность и оригинальность проекта «Координаторы» заключаются в ряде ключевых аспектов:
1. Реализация подхода под названием "Теория через практику" в процессе обучения координаторов. В ходе образовательной программы и обучающего выезда участники проекта не только знакомятся с основными аспектами деятельности проекта, но и получают практические навыки коммуникации и организации процессов путем прохождения кейсов и других интерактивных блоков.
2. Тесное взаимодействие с администрацией и студенческими советами структурных подразделений. Данный аспект оказывает благотворное влияние на проект, поскольку в ходе его реализации удается плотнее взаимодействовать со студентами учебных групп первого курса.
3. Круглодичность. Проект живет и после окончания работы координаторов с учебными группами благодаря регулярным встречам и мероприятиями нацеленными на командо формирование и получение новых навыков.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Количественные результаты: - 450 студентов приняли участие в образовательной программе; - 300 из них прошли отбор и стали координаторами учебных групп; - Проект реализован в 11 учебных структурных подразделениях; - Более 600 встреч проведено с учебными группами первого курса в рамках проекта; - Более 700 студентов первого курса подключились к активной студенческой жизни; Качественные результаты: - Удалось повысить процент студентов первого курса, включенных в активную студенческую жизнь; - Удалось подготовить методологическую базу для реализации общей и университетской программы обучения; - Удалось создать сообщество координаторов благодаря выездной программе и другим мероприятиям, направленным на сплочение коллектива; - Удалось снизить процент отчислившихся студентов первого курса.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Проект "Координаторы" на данном этапе для успешной масштабируемости практики имеет: - Широкую методологическую базу для реализации обучающих программа с сфере наставничества; - Четкую структуру команды проекта; - Дорожную карту реализации проекта; - Перечень форматов и механик внедрения координаторов в учебные группы первого курса; - Банк успешно решенных кейсов по взаимодействию с администрацией учебных подразделений, а также преподавателями.
Интернет-ресурсы практики