Наименование образовательной организации
Российский государственный университет правосудия
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с наставниками академических групп
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как создать единую и эффективную команду, содействующую адаптации обучающихся первого курса к студенческой жизни?
Описание содержания практики
Стать учеником Школы кураторов может студент, обучающийся по программам среднего специального или высшего образования, в том числе первокурсники.
Отбор осуществляется в несколько этапов. Подается заявка установленной формы, после чего организаторы в сообществе ВК Школы кураторов прикрепляют специальное психологическое тестирование, результаты которого анализируются психологом, курирующим проект. Далее проходит собеседование с руководством Школы кураторов. По результатам отборочного этапа составляется список студентов, рекомендованных к зачислению в Школу кураторов.
Обучение начинается в феврале и заканчивается в мае итоговой аттестацией в формате экзамена, который включает в себя три этапа – решение теоретических заданий в форме тестирования, решение педагогических ситуаций и проведение игры по заданной тематике.
Программа занятий разработана совместными усилиями психолога, курирующего проект, и руководства Школы кураторов по трем основным направлениям: теория, практика и итоговая аттестация.
Теоретические занятия разделены на блоки. Особое внимание уделяется «игротеке». Каждый тип игр (знакомство, энерджайзеры, сплочение и освоение ролей) объясняется обучающимся в Школе кураторов с точки зрения техники проведения, особенностей концентрации внимания студентов первого курса и их психологических потребностей.
Следующая важная составляющая – совокупность психолого-педагогических знаний и практик, которые каждый из обучающихся должен освоить для успешной работы с группой (решение конфликтных ситуаций, работа с агрессией, техника построения плана занятий, неконфликтные стратегии взаимодействия и т. д.). Отдельное внимание уделяется этике куратора –правилам, которые помогают соблюдать личные и формальные границы при выстраивании взаимодействия куратора с группой первокурсников.
Практические занятия ориентированы на отработку полученных на теоретических блоках знаний. Одна из обязательных составляющих – решение педагогических ситуаций, а именно поиск оптимальной стратегии поведения в случае возникновения конфликтных ситуаций различной направленности.
Для формирования устойчивого взаимодействия между обучающимися Школы кураторов проводятся психологические упражнения и тренинги. Завершающее практическое занятие и одновременно задание для каждого обучающегося в Школе – подготовка к выступлению в формате концерта. Данное задание имеет особую ценность, поскольку помогает будущим кураторам понять, как организовывать работу групп первого курса при подготовке к посвящению первокурсников, где обязательным пунктом является творческий номер.
Важно отметить, что на протяжении всего обучения каждый студент дает обратную связь, оставляет короткий комментарий и вносит предложения по усовершенствованию занятий.
Важно отметить, что между опытными кураторами и студентами, которые проходят или недавно прошли обучение, происходит непрерывный обмен опытом и знаниями. В том числе это проявляется в работе с группой: в «напарничество» для работы с первокурсниками ставят новичка и опытного куратора.
В рамках работы с группой первокурсников в течение первого семестра осуществляется контроль деятельности кураторов и непрерывная кооперация с руководством кураторского корпуса.
Главное контрольное мероприятие – супервизия, во время которой кураторы совместно с психологом Университета обсуждают имеющиеся в группе проблемы и предлагают пути их решения.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Уникальность практики подчёркивают несколько аспектов:
- продолжительность обучения (4 месяца, включая итоговую аттестацию обучающихся);
- работа с психологом Университета;
- непрерывная обратная связь о результатах проделанной работы;
- теоретические и практические занятия различной направленности (подготовка концерта, проведение игр, участие в тренингах, знания и практики психолого-педагогической направленности);
- выпускной из Школы кураторов в формате концерта.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Приказом ректора Университета в 2023-2024 учебном году за обучающимися 1 курса очной формы обучения были закреплены кураторы (наставники из числа обучающихся 2-5 курсов очной формы обучения).
- Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы- 26 кураторов;
- Очный юридический факультет- 37 кураторов;
- Экономический факультет- 2 куратора.
Еженедельно, на протяжении первого семестра, кураторы проводят для групп тематические занятия и помогают первокурсникам адаптироваться в студенчестве. Работа наставников-студентов отмечается положительными отзывами и благодарностью не только наставляемыми, но и преподавательским составом и администрацией Университета.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Высокий уровень готовности масштабирования практики Школы кураторов РГУП (г. Москва) в филиалах университета, а именно:
Восточно-Сибирский (г. Иркутск);
Дальневосточный (г. Хабаровск);
Западно-Сибирский (г. Томск);
Казанский (г. Казань);
Приволжский (г. Нижний Новгород);
Ростовский (г. Ростов-на-Дону);
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
Северо-Кавказский (г. Краснодар);
Уральский (г. Челябинск);
Центральный (г. Воронеж);
Крымский (г. Симферополь).
Кроме того, адаптировать практику программу занятий возможно с учетом особенностей конкретных образовательных учреждений СПО и ВО (средний уровень готовности).
Интернет-ресурсы практики
Технологические материалы практики
- Программа Школы Кураторов
- Планы занятий, презентации к ним
- Рабочая тетрадь