Уровень учебной группы
Информирование студентов, сбор и передача обратной связи
При необходимости задача распространения среди студентов определенной информации решается максимально быстро, информация распространяется оперативно и без существенных искажений.
Ключевой проблемой информирования чаще всего является не дефицит, а именно избыток задействованных инструментов (чаты, каналы, группы), в которых студенту сложно выделить ключевые сведения. Для улучшения работы функции можно применять резервные каналы информирования, которые подразумевают использование не только чатов, но и прямых звонков «по цепочке» или коротких информационных объявлением перед началом занятий, выделение основных приоритетных каналов информирования, автоматизацию функций сбора информации через общедоступные цифровые сервисы или информационную систему университета. Большой потенциал имеет система централизованного хранения и анализа данных обратной связи, которая позволяет отслеживать изменение ситуации на протяжении долгого периода времени, а также за счет средств автоматической обработки данных выявлять отдельные закономерности.
Создание рабочей атмосферы и положительного микроклимата в группе
Члены учебной группы доверяют своим выбранным представителям, готовы делиться с ними достоверной информацией, доверяют представителям группы урегулирование конфликтов, а те, в свою очередь, могут конструктивно общаться на эти темы с административными сотрудниками
Поскольку учебная группа представляет собой основной студенческий коллектив, в котором студент проводит большую часть времени в университете, рекомендуется уделять особое внимание поддержанию в данном коллективе атмосферы доверия, уважения и взаимопомощи. Для решения данной задачи рекомендуется во время адаптации учебной группы первокурсников в начале учебного года делать акцент не только на индивидуальную социализацию студентов и выявление студенческого актива, но и на общегрупповые командные активности. Полезным может быть обучение старост навыкам медиации для эффективного разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в учебной группе по той или иной причине, в ряд университетов также созданы профильные службы медиации. Рекомендуется периодическое проведение диагностики микроклимата в учебной группе с использованием не только анкетирования, но и качественных методов исследований, например фокус-групп и опросов, а также создание ситуаций успеха для учебных групп, поощрение достижений конкретных успехов всей группы, например, путем введения рейтинга групп, присвоения особых статусов лучшим группам или вручения наград за достижения в различных областях.
Содействие реализации академических прав членов учебной группы
Члены учебной группы хорошо проинформированы о своих правах и обязанностях, понимают, где могут получить необходимую информацию, знают и применяют легальные процедуры реализации своих прав и обязанностей
Способность студентов понимать свой правовой статус, знание своих прав и обязанностей помогает избежать конфликтных ситуаций и разрешать их в легальном поле. Для реализации данной функции может быть создана удобная система навигации по контактам сотрудников и профильных служб университета, способных решить различные проблемы, поможет старосте оперативно направлять своих однокурсников к нужным специалистам или самостоятельно получать необходимую информацию. Полезна разработка базы стандартных протоколов действий для старосты, которые помогают быстро ориентироваться в сложных ситуациях, предоставлять студентам нужную информацию или решать стандартные запросы студентов, например, по получение мер материальной поддержки или академическому отпуску.
Администрирование работы учебной группы
Учебная группа способна самостоятельно без привлечения административных сотрудников и вовлечения других органов студенческого самоуправления решать внутренние текущие вопросы своей жизнедеятельности.
Способность студентов понимать свой правовой статус, знание своих прав и обязанностей помогает избежать конфликтных ситуаций и разрешать их в легальном поле. Для реализации данной функции может быть создана удобная система навигации по контактам сотрудников и профильных служб университета, способных решить различные проблемы, поможет старосте оперативно направлять своих однокурсников к нужным специалистам или самостоятельно получать необходимую информацию. Полезна разработка базы стандартных протоколов действий для старосты, которые помогают быстро ориентироваться в сложных ситуациях, предоставлять студентам нужную информацию или решать стандартные запросы студентов, например, по получение мер материальной поддержки или академическому отпуску.
Сбор, обобщение и передача мнений студентов группы по вопросам качества образования, условий реализации образовательных программ, внеучебной деятельности, социально-бытовых условий и т.д.
Работа с учебными группами выстроена таким образом, что при возникновении проблемных ситуаций скорость выявления, формулировки и прохождения информационного сигнала до курирующего работу со студентами специалиста максимальна.
Организация работы с обратной связью академической учебной группы требует, в первую очередь, хорошего взаимодействия, создания атмосферы доверия к студенческому совету и административным структурам, а также быстрой скорости реагирования на полученную информацию. Эта задача решается чаще всего через скоординированную работу старосты, наставника группы и академического куратора. Большая часть университетов реализует практику наставничества для учебных групп, но чаще всего она распространяется только на первый год обучения для общей адаптации первокурсников. Расширение границ наставнического сопровождения группы может помочь в организации работы с ней. Частая практика – включение старост в работу органов студенческого самоуправления факультета, например, через интеграцию руководителя старостата в состав студенческого совета факультета. Представители сообщества старост могут также входить, например, в стипендиальные и иные профильные комиссии.
Создание условий для результативной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе факультета, университета
Учебная группа работает как сообщество, может самостоятельно организоваться для проектирования и воплощения коллективных дел.
Чтобы учебная группа работала как сообщество и могла самостоятельно организоваться для проектирования и воплощения коллективных дел, важно обеспечить ряд условий. Полезной показала себя практика, при которой учебная группа разрабатывает и реализует собственный авторский социальный проект, в котором выступает как команда организаторов и единый коллектив. Темы проектов могут касаться, например, улучшения пространства университета или повышения академической успеваемости. Для реализации таких инициатив могут быть привлечены наставники, консультанты и эксперты. Полезна подготовка готовых наборов событий и активностей, в которых может участвовать вся группа, например, расписание концертов, спортивных соревнований, кинопоказов, фестивалей и т.д. Практики совместного проведения досуга укрепляют отношения внутри группы, особенно в случаях созидательного досуга. Ряд университетов использует практики общения учебных групп с сообществами выпускников, которые тоже чаще всего объединены вокруг учебной группы, в которой они учились.
Сопровождение коммуникации студентов группы с другими участниками образовательных отношений для достижения запланированных образовательных результатов
Учебная группа способна выстраивать рабочую коммуникацию с профессорско-преподавательским составом, урегулировать индивидуальные и коллективные конфликтные ситуации, давать конструктивную обратную связь профессорско-преподавательскому составу.
Учебная группа в целом и каждый студент по отдельности должны уметь эффективно коммуницировать с профессорско-преподавательским составом университета. В данном случае важно установить систематическое сотрудничество с академическим куратором группы, который сможет работать одновременно с несколькими старостами и помогать в разрешении конфликтов. Для этих целей, в том числе, могут быть организованы совместные события для кураторов и старост. Хорошую эффективности показала также организация совместных событий с профессорско-преподавательским составом, в рамках которых старосты могут взаимодействовать с преподавателями для решения проблем, связанных с успеваемостью студентов.
Отслеживание посещаемости обучающимися, информирование и получение информации об успеваемости
Организован эффективный, достоверный и удобный формат обеспечения учета посещаемости и успеваемости студентов.
В последнее время внедряется все больше цифровых инструментов контроля, в том числе введение автоматизированной систему учеты посещаемости учебных групп, например, через электронные журналы или индивидуальные карты-пропуски студентов. Для органов студенческого самоуправления большую практическую ценность имеет работа с такой информацией, выявлять проблемных студентов на ранних стадиях, оказывать своевременную помощь. Решению задачи также способствует четко очерченная дисциплинарная ответственность. Четко установленные внутренние правила и зафиксированные дисциплинарные последствия (например, за прогулы занятий) помогут старосте и студентам отслеживать свою посещаемость и успеваемость, принимать превентивные меры и профилактическую разъяснительную работу.
Представление интересов группы перед административными структурами
Учебная группа способна вырабатывать общую позицию по волнующим ее вопросам и доносить ее до представителей администрации через своих представителей, вести конструктивную коммуникацию по урегулированию проблемных вопросов, доверяет своим представителям в этих вопросах.
Учебная группа как базовый студенческий коллектив должна уметь выстраивать конструктивные отношения с административными структурами факультета, особенно в тех случаях, когда проблемная ситуация затрагивает интересы каждого члена группа (например, неудобное расписание, конфликт с преподавателем и т.д.). Данная работа также требует укрепления авторитета старосты в глазах учебной группы и администрации факультета, а также более четкого и доверительного взаимодействия с академическим куратором группы, в том числе и через организацию их совместной деятельности. Группа должна также понимать, какие существуют установленные правовые инструменты взаимодействия с административными структурами, уметь этими инструментами пользоваться на практике.
Содействие в реализации идей обучающихся (навигация в возможностях)
Староста (организатор студенческой жизни в группе) способен оперативно помогать студентам с навигацией в возможностях, ориентировать среди студенческих объединений, проектов и событий для студентов, сами студенты способны и стремятся находить нужную информацию.
Помимо создания централизованной информационной базы, описывающей созданные в университете возможности для самореализации, крайне важно определить проводников, то есть людей, которые могут осуществлять навигацию студента по этим возможностям. Чаще всего такими проводниками становятся старосты. Также каждой учебной группе могут быть назначены представители от общевузовских студенческих организаций, таких как профорги от профсоюзной организации или спорторги от студенческого спортивного клуб. Они могут взять на себя организацию профильных мероприятий для своей группы. Часто стала возвращаться практика выделения в группе наравне со старостой студорга – организатора студенческой жизни, который будет помогать студентам в организации досуга и обеспечивать навигацию по доступным возможностям, которые предоставляет университет. Не использован полностью потенциал профессорско-преподавательского состава.
Уровень учебного структурного подразделения
Организация работы с абитуриентами факультета
Налажена стабильная система работы с абитуриентами факультета, в том числе студенты и органы студенческого самоуправления факультета по собственной инициативе активно участвуют в этой деятельности.
Работа с абитуриентами является прекрасной возможностью для студенческого совета выстроить рабочие отношения с администрацией факультета. Практики деятельности в этом направлении могут включать участие в активностях по продвижению своего факультета, кураторскую работу со школами, организация мероприятий в формате «школьник-студент», в том числе для выявления особо одаренных абитуриентов (например, в формате «малых школьных академий», научного и проектного наставничества в отношении обучающихся школ).
Организация адаптации первокурсников и наставничества над ними
Налажена стабильная система адаптации первокурсников, определены и соблюдаются четкие показатели эффективности работы с первокурсниками и качества их адаптации.
Быстрая адаптация студентов первого курса остается одной из наиболее частых задач, стоящих перед органами студенческого самоуправления на уровне факультетов. Чаще всего она решается через создание корпуса студенческих наставников и цикл адаптационных мероприятий. Большая часть таких мероприятий приходится на первый семестр, но важно предусмотреть сопровождение студентов и во втором семестре, а в идеале также и в течение второго года обучения. Важно определиться с понятными для университета критериями качества адаптации. Наиболее интегральный показатель – уровень академической успеваемости первокурсников на первой сессии. Также для успешной адаптации полезны практики предварительной работы с абитуриентами («нулевой курс»), создание сервисов для цифровой навигации студентов, практик психологической поддержки студентов первого курса.
Организация внеучебной деятельности, создание и проведение профильных мероприятий по направлениям подготовки специалистов факультета
Студенты вовлечены в реализацию практик и событий, нацеленных на повышения уровня профессиональных навыков студентов, инициируют их и активно принимают участи в организации таких практик и событий, созданы и действуют факультетские студенческие сообщества по профессиональной тематике.
Специфика, традиции, практики и внутренняя культура факультета в наибольшей степени зависят от его профиля и реализуемых на нем направлений профессиональной подготовки. Чтобы сохранить специфику факультета полезно делать фокусировку на нее в организации событий (например, приурочивать отдельные события к профессиональным праздникам), содействовать созданию студенческих объединений по профессиональным тематикам (например, кейс-клубы по профессиям), продвигать профессиональную корпоративную культуру как общую часть культуры студентов факультета.
Развитие системы кураторства/наставничества (в том числе помощь в учебе и работе со старостами)
На уровне факультета развернута система сопровождения, включающая студенческого наставника и куратора от административных структур факультета, которая позволяет поддерживать оперативную коммуникацию со студентами.
Частой является практика, когда на уровне факультета и группы действует несколько акторов (старосты, наставники, кураторы, студорги, профорги и т.д.), между которыми не налажено должного взаимодействия. Практическими решениями может стать интеграция всех акторов в систему студенческого совета факультета, работа через единые каналы информирования, синхронизация планов работы, удаление (при необходимости), ненужных звеньев. Помимо решения задач адаптацию особую ценность здесь имеет формирование определенного круга лиц, к которым студент испытывает доверие и с которыми готов делиться волнующими его вопросами.
Представление интересов студентов на уровне администрации/взаимодействие с администрацией на уровне факультета
Студенческий совет факультета выстроил взаимодействие с административными структурами факультета, способен сформулировать проблему и донести ее до административных сотрудников и конструктивно урегулировать конфликтную ситуацию на уровне факультета.
На уровне факультета студсовету крайне важно не только выстроить систему воспитательных активностей, но и стать ключевым звеном связи между студентами и администрацией факультета. Для этого полезно наладить систему сбора обратной связи от студентов, выработать единые протоколы реагирования на проблемные ситуации. Средствами взаимодействия может стать участие студсовета факультета в работе ученого совета факультета (при наличии) или факультетских профильных комиссий, если таковые имеются, организация на уровне факультета работы с локальными нормативными актами факультетского уровня.
Повышение престижа факультета и его профессиональной специфики во внешней среде
Студенты вовлечены в реализацию практик и событий, нацеленных на повышения престижа своего факультета и тех профессий, которые дает обучение на данном факультете, инициируют их и активно принимают участи в организации таких практик и событий.
Повышение престижа факультета для работодателей может принести существенную пользу в деле трудоустройства выпускников. Полезными могут быть практики системного привлечения потенциальных работодателей и лидеров отрасли к участию в воспитательных активностях в качестве экспертов, партнеров, спонсоров, членов жюри, взаимодействовать с советами молодых специалистов на предприятиях, в том числе в формате совместных мероприятий. Данную работу важно синхронизировать с уже существующим взаимодействием администрации факультета с работодателями.
Реализация прав, выражение интересов, поддержка инициатив студентов факультета, содействие выполнению студентами их обязанностей
Обеспечивается учет мнения студенческого совета факультета по вопросам деятельности и локальным нормативным правовым актам факультета, затрагивающим права и законные интересы обучающихся.
Помимо участия в реализации установленных законодательством процедур обеспечения учета мнения обучающихся (вхождение в ученый совет факультета и профильные комиссии, подготовка мотивированных мнений по проектам локальных нормативных актов) значительную пользу принесут практики содействия выполнению студентами их обязанностей, помощь в поддержании дисциплины и академической успеваемости студентов факультета. Также важно сформировать комплексную поддержку студенческих инициатив, в том числе содействовать превращению проектных команд в студенческие объединения, делать акцент на профессиональную специфику факультетов, помогать с решением технических и административных проблем.
Предоставление возможностей участия в факультетских событиях для самореализации студентов
На факультете созданы условия для самореализации студентов с учетом возможностей и специфики факультета, студенческий совет, старосты, наставники и кураторы учебных групп легко могут осуществлять навигацию студентов по созданным возможностям.
Важна организация удобной и оперативной навигации по возможностям, которые созданы для самореализации студентов на уровне факультета и университета. В числе потенциальных полезных практик можно отметить автоматизированные рекомендательные системы, события фестивального и ярмарочного формата, расширение возможностей для студентов за счет взаимодействия с потенциальными работодателями.
Формирование преемственности на факультете, в том числе обучение будущего актива, формирование ценностей и корпоративной культуры факультета среди студентов
В студенческом совете факультета работает система преемственности, своевременно производится подготовка смены выбывающих студенческих активистов и лидеров студенческих сообществ.
Преемственность в работе студенческого факультета обеспечивается через системную подготовку новых кадров, в том числе через раннее выявление студенческих лидеров, создание опыта совместности для студентов младших и старших курсов, обеспечение широкого вовлечения студентов в жизнь факультета. Полезно также обобщать в письменной форме опыт реализации мероприятий и событий, фиксировать историю развития студенческого самоуправления на факультете, формировать систему управления знаниями, которая поможет новым поколениям лидеров и активистов в организации своей работы.
Создание условий для взаимодействия учебных групп на факультете
Созданы механизмы, позволяющие учебным группам взаимодействовать на уровне факультета, в том числе в рамках проектов, событий, мероприятий факультетского уровня и в рамках решения беспокоящих студентов вопросов.
Важно обеспечивать возможности для активного взаимодействия студентов на уровне факультета, особенно полезными представляются практики участия создания событий, в которых студенческие группы могут принимать участие как цельные коллективы, в том числе в формате слетов или конкурсов лучших академических групп. Ценным является, в том числе формат коллективного наставничества старших групп над младшими курсами и ц целом практики совместности для студентов разных возрастов. Системное взаимодействие с коллективами учебных групп также помогает раннему выявлению проблемных ситуаций, требующих помощи в урегулировании.
Уровень студенческих объединений
Глубинная профориентация студентов и профориентация абитуриентов, в том числе расширение диапазона потенциальных возможностей для их самореализации
Студенческие объединения вовлечены в решение задачи профориентации студентов и абитуриентов, выделяют эти аспекты своей деятельности или содействуют административным структурам университета в решении этих задач
Помощь в профессиональном самоопределении важна не только на уровне работы с абитуриентами, но и при работе со студентами, выбирающими свою специализацию уже во время обучения в университете. Студенческие объединения могут принимать участие в профориентационной работе, интегрировать в свою деятельность профессиональную специфику университета, помогать студенту в развитии навыка выбора. Активная и насыщенная студенческая жизнь также может быть конкурентным преимуществом университета, что важно учитывать при планировании и проектирование работы студенческих объединений.
Создание условий для личностного развития и становления будущих специалистов
Студенческие объединения создают условия для личностного развития и становления будущих специалистов, вовлеченность студентов в работу общественных объединений не наносит ущерба достижению студентами образовательных целей.
Важно строить такие системы, в которых активная общественная жизнь не только не наносит ущерба решению задач подготовки качественных специалистов, но и помогает решать образовательные задачи. Целесообразно ознакомиться с образовательными стандартами, по которым работает университет, и изучить требования к компетенциям и результатам подготовки. Полезны практик создания студенческих объединений профессиональной направленности (студенческие правовые клиники в юридических вузах, строительные отряды в инженерных вузах), поддержка развития навыков, связанных с профилем направлений подготовки (например, акцент на зимние виды спорта в университетах, где готовят специалистов для работы в северных регионах), взаимодействие с профессорско-преподавательским составом по вопросам учебной и научной деятельности, включая помощь отстающим студентам.
Представление результатов реализации инициатив студентов
Студенческие объединения создают условия для проживания студентами «ситуаций успеха», создана персонализированная (желательно автоматизированная) система учета достижений и заслуг активных студентов.
Проживание опыта коллективного созидательного действия является мощным инструментов воспитания. Для студенческих объединений значимо создание условий для проживания студентами «ситуаций успеха», систематический учет таких достижений, возможность фиксировать преодоление новых этапов личностного и профессионального развития. Наиболее передовая практика в данном отношении – персонализированная (желательно автоматизированная) система учета достижений и заслуг активных студентов. Решению таких задач могут также способствовать конкурсные и фестивальные практики, системы признания достижений, четкая система поощрений, в том числе и нематериальных.
Организация внеучебных активностей по профилю деятельности
Студенческие объединения способны самостоятельно разрабатывать и продвигать полезные для студентов инициативы, со стороны университета сформирована понятная и прозрачная система поддержки таких инициатив в пределах имеющихся ресурсов.
Студенческие объединения не только создают более интересную и насыщенную жизнь для своих участников, но также и обогащают общую воспитательную среду университета. Важно учитывать, что события и мероприятия – это не единственные формы работы студенческих объединений. Работа возможна через создание полезных для студентов сервисов, студенческих пространств и т.д. Ценными являются практики студенческих объединений, которые позволяют вовлекать те категории студентов, которые слабее охвачены воспитательной работой, например, обучающихся на коммерческой основе, заочников, студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Содействие адаптации студентов к корпоративной культуре образовательной организации и студенческого сообщества
Студенческие объединения активно вовлечены в решение задач адаптации студентов к корпоративной культуре своего университета.
Хотя каждое студенческое объединение имеет свои накопленные традиции и практики деятельности, все они в любом случае погружены в общее культурное пространство своего университета. Важно создавать условия, при которых деятельность студенческого объединения помогает укреплять корпоративную и профессиональную солидарность студенческого сообщества. В данном контексте ценны практики увязки содержания мероприятий с профилем университета, привлечение отраслевых партнеров университета и потенциальных работодателей, синхронизация со знаковыми для всего университета события, практики совместности с профессорско-преподавательским составом, сохранение истории и традиций университета в рамках культуры студенческих организаций.
Содействие формированию профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов
Студенческие объединения имеют внятное представление о том, какие профессиональные и над профессиональные навыки они формируют у студентов через свою деятельности, способны соотнести их с образовательными стандартами.
В случае, если студенческое объединение тематически не связано напрямую с развитие профессиональных компетенций, полезно посмотреть на потенциал развития гибких навыков, например, проектного мышления, переговоров, организации командной работы. Рекомендует при организации деятельности студенческого объединения учитывать этот потенциал, делать акцент на такие возможности для студентов. Целесообразно рассмотреть практики, которые позволяют студенту самостоятельно зарабатывать без ущерба для академической успеваемости (например, через работу в студенческих отрядах или создание своего дела через университетский бизнес-инкубатор). Это дает студенту опыт трудовой дисциплины, чувство самостоятельности, дополнительный профессиональный опыт.
Вовлечение студентов в социально полезные практики
Работа студенческих объединений нацелена на вовлечение студентов в полезные социальные практики, в том числе значимые для местных сообществ и социокультурного окружения университета.
Деятельность студенческих объединений не может ограничиваться исключительно организацией досуга. Эта работа крайне важна также для решения задач воспитания, что означает ориентир на деятельностное вовлечение студентов в такой социальный опыт, который позитивно влияет на поведенческие установки человека. Особенно ценны здесь те практики студенческих объединений, которые работают на долгосрочные изменения в поведении студентов, например, на приобщение к здоровому образу жизни, формирование навыков цифровой гигиены или развитие способности к сочувствию. Это значимый аспект, который студенческим объединениям важно принимать во внимание.
Реализация программ внутреннего обучения по профилю деятельности
Студенческие объединения способны самостоятельно готовить и обучать внутренние кадры для организации своей деятельности, в том числе с поддержкой со стороны университета, созданы механизмы внутренней преемственности в студенческих объединениях.
Студенческие объединения должны быть способны не только обеспечивать свою текущую деятельность и событийные активности, но и воспроизводить себя, готовить новые кадры и привлекать новых участников, накапливать и передавать знания, опыт и традиции. Для решения таких задач целесообразно внедрять внутренние программы обучения, создавать собственные системы управления знаниями, использовать практики наставничества, прорабатывать корпоративную культуру объединения. В отдельных университетах работают также практики взаимных стажировок студенческих объединений, которые позволяют компенсировать недостающие компетенции и ресурсы.
Поддержка идей и проектов студентов, содействие их реализации
Студенческие объединения создают условия для поиска, выявления, доработки и продвижения инициатив своих участников/членов, способны навигировать своих участников/членов в университетской системе поддержки студенческих инициатив.
Инструментами подобной работы могут выступать проектные акселераторы и инкубаторы, проектное наставничество со стороны студенческих объединений, конкурсы для поддержки студенческих инициатив, выделение внутри больших проектов студенческих объединений тематических ответвлений и подпроектов, в рамках которых студент сможет воплотить свою идею. Целесообразно создать в университетской системе навигации по возможностям отдельный раздел о форматах поддержки студенческих инициатив и проектов, особенно в части того, какую помощь в воплощении идеи студента может сыграть.
Организация внешнего взаимодействия студенческого сообщества и социальных партнеров образовательной организации по профилю деятельности
Студенческие объединения сотрудничают с общероссийскими общественными объединениями (организациями) по профилю своей деятельности, вовлечены в реализацию федеральной повестки по профилю своей деятельности.
Большая часть студенческих объединений работает по таким универсальным тематикам как спорт, творчество, наука, добровольчество, медиа и т.д. Полезным является анализ действующих федеральных общественных объединений и движений, синхронизация с их работой, в том числе путем передачи опыта и практик университета на федеральный уровень. В целом, важно проанализировать, как университет может не только реализовывать федеральную повестку, но и принимать участие в ее формировании, продвигать востребованные идеи и проекты, обретать статус центра компетенций в определенных сферах студенческой жизни.
Уровень образовательной организации
Организация учета мнения студентов по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы
Используется регламентированная документально процедура учета мнения студентов по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, студенческий совет способен формулировать мотивированное мнение по данным вопросам с опорой на требования законодательства и запросы студенческого сообщества.
Законодательство определяет обеспечение мнения студентов при принятии органами управления университетом касающихся их решений в качестве основной цели создания студсоветов. Среди практик, которые используют для этого университеты, можно упомянуть механизм письменного мотивированного мнения, включения представителя студсовета в специализированные комиссии (стипендиальные комиссии, дисциплинарные комиссии, комиссии по переводу и т.д.), организация консультативной работы, помогающей студентам решать свои проблемы в правовом поле университета. В ряде университетов можно выделить опыт создания в рамках студсовета юридического комитета для работы с проектами нормативных правовых актов, опыт открытых студенческих слушаний для обсуждения тех или иных планируемых решений, формирование регламента взаимодействия между администрацией и студсоветом, в том числе в форме особого соглашения. Основное требование к таким форматам взаимодействия: конструктивность, системность и четкая нормативная урегулированность.
Организация представительства студентов в органах управления университета
Студенческий совет представлен в органах управления университета в установленном порядке, а также представлен с правом голоса в коллегиальных структурах университета, занимающихся реализацией отдельных академических прав студентов (стипендиальные комиссии, дисциплинарные комиссии, комиссии по переводу и т.д.).
Представленность студенческого совета в системе управления университетом является важным инструментов обеспечения мнения студентов при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы. Существует классический перечень комиссий, в которые чаще всего входит представитель студсовета, однако в раде вузов студенты включены, например, в приемные комиссии, учебно-методические комиссии или комиссии по формированию библиотечных фондов. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку представителей студсоветов, которые делегируются в состав таких комиссий, например, в стипендиальные комиссии.
Обеспечение постоянной связи администрации со студентами посредством мониторинга мнений студентов и получения от них обратной связи (опросы, исследования, СЦИОМ)
При возникновении проблемных ситуаций или при наличии соответствующего запроса скорость выявления, формулировки и прохождения информационного сигнала от обычного студента до студсовета и административных структур университета максимальна, методы мониторинга мнений студентов репрезентативны и достоверны.
Студенческий совет, выступая посредником между администрацией и студенческим сообществом, должен опираться в своей работе на запросы самих студентов, для чего крайне важно уметь этот запрос выявлять и формулировать. Исследование запросов студентов важно проводить систематически и с опорой на социологические инструменты, при этом также полезно не только проводить опросы, но и организовывать фокус-группы. Недооценены также методы анализа «цифрового следа» студентов (например, в ряде вузов музыку для мероприятия подбирают на основе автоматизированного анализа музыкальных предпочтений студентов в социальных сетях). Свою практическую пользу для решения таких задач показало создание выделенных подразделений студсоветов и студенческих объединений, которые регулярно занимаются такой работой: студенческие комиссии по качеству образования, студенческие центры исследования общественного мнения (СЦИОМ) и т.д. При этом важно, чтобы собранная обратная связь, итоги оценки качества обучения и иная собранная информация передавалась администрации в связке с конкретными предложениями, инициативами и проектами, которые студенческий совет готов реализовать.
Обеспечение взаимодействия с ключевыми лицами, принимающими решения на уровне университета - координация всей системы студенческого самоуправления университета
Существует механизм оперативной коммуникации лидеров студенческого совета с курирующим воспитательную работу и молодежную политику проректором и другими профильными проректорами, а также механизм регулярной коммуникации студенческого совета с руководителем образовательной организации.
Для качественной работы важно наличие оперативной и доверительной коммуникации с курирующим воспитательную работу и молодежную политику проректором. Для студсовета важно также выстроить рабочие отношения со другими профильными проректорами, например, с проректором по административной работе – по вопросам общежитий, с проректором по научной работе – по деятельности студенческих научных обществ и т.д. Важно, чтобы эта коммуникация осуществлялась регулярно, примером такой практики могут служить проекты в формате «Открытый ректорат».
Координация деятельности студенческих объединений по направлениям работы студенческого самоуправления и воспитательной деятельности
Студсовет является удобной платформой для создания новых и развития действующих сообществ и объединений, произведено разграничение функций, есть механизм урегулирования конфликтных ситуаций между студенческими объединениями.
Студенческий совет, объединяя, в том числе и студенческие организации университета, фактически осуществляет координацию их взаимодействия и создает условия для их успешной работы. В ряде университетов студенческие советы отвечают за ведение реестров студенческих объединений, которые могут пользоваться поддержкой, также часто студсовет выступает арбитром при урегулирования конфликтных ситуаций между студенческими объединениями. Полезной практикой является систематическая работа по поддержке создания новых студенческих объединений, например, когда при проведении внутренних грантовых конкурсов поддержку получают те проекты, которые имеют потенциал для развития в отдельную студенческую структуру (например, команда проекта по организации кинофестиваля после завершения проекта может инициировать создание киноклуба). При этом крайне важно избежать восприятия студенческого совета как одного из студенческих объединений, поскольку это не только некорректно с юридической точки зрения, но и порождает ненужную конкуренцию.
Аккумуляция, поддержка в реализации и продвижение лучших практик и талантливых студентов
Студенческий совет вовлечен в процесс формирования, поддержания и развития воспитывающей среды университета, сфокусирован на системном создании возможностей для личностного и профессионального развития студентов, а не на эпизодических активностях.
Студенческий совет выступает одной из платформ для развития студентов, поэтому важно рассматривать его деятельность также и с позиции того, какие новые возможности для студентов он создает. В практике такую работу также часто называют стратегическим управлением талантами – и студенческие советы могут сыграть значительную роль в этом вопросе. Для реализации этой задачи крайне важно создать систему навигации по возможностям, исследовать запросы студентов, изучать требования к выпускаемым университетом специалистам на рынке труда. Для продвижения практик университета вовне также полезной практикой является создание систем управления знаниями для обобщения и «упаковки» накопленного опыта. Аналогично может осуществляться обмен технологиями и практиками в университете, в том числе через проектные акселераторы, которые могут помочь, например, выводить факультетские проекты на общеуниверситетский уровень или распространять опыт головного университета в филиалах.
Обеспечение представительности, выборности, легитимности структур студенческого самоуправления на всех уровнях
Студенческий совет действует как целостная система, охватывающая всю вертикаль студенческого сообщества вплоть до отдельного студента в отдельно взятой учебной группе, обеспечена связность и информационная проводимость всей системы.
Студенческий совет университета рассматривается не как обособленная от общей жизни университета структура, а как «надводная часть айсберга», контактирующая с органами управления университета часть структуры взаимоотношений всех внутренних подсистем, «точка схождения» всех проводящих коммуникационных сетей, обеспечивающих контакт с каждым отдельно взятым студентом в университете. Чтобы обеспечивать решение всех этих задач студенческий совет должен следить за тем, чтобы на каждом своем уровне, включая академическую группу, работали созданные механизмы обратной связи, обеспечивалась реальная представительность студентов, реализовывался принцип коллективного принятия решений. Чтобы поддерживать данную структуру, в практике студсоветов применяют механизмы всеобщих выборов и открытые отчетно-выборные конференции, публичную отчетность председателя студсовета, развитие систем информирования студентов о деятельности студенческого совета. Разрушение связности в системе работы студенческого совета чревато утратой авторитета и изоляцией от студенческого сообщество, интересы которые студсовет призван выражать.
Уровень учебной группы
Информирование студентов, сбор и передача обратной связи
При необходимости задача распространения среди студентов определенной информации решается максимально быстро, информация распространяется оперативно и без существенных искажений.
Ключевой проблемой информирования чаще всего является не дефицит, а именно избыток задействованных инструментов (чаты, каналы, группы), в которых студенту сложно выделить ключевые сведения. Для улучшения работы функции можно применять резервные каналы информирования, которые подразумевают использование не только чатов, но и прямых звонков «по цепочке» или коротких информационных объявлением перед началом занятий, выделение основных приоритетных каналов информирования, автоматизацию функций сбора информации через общедоступные цифровые сервисы или информационную систему университета. Большой потенциал имеет система централизованного хранения и анализа данных обратной связи, которая позволяет отслеживать изменение ситуации на протяжении долгого периода времени, а также за счет средств автоматической обработки данных выявлять отдельные закономерности.
Создание рабочей атмосферы и положительного микроклимата в группе
Члены учебной группы доверяют своим выбранным представителям, готовы делиться с ними достоверной информацией, доверяют представителям группы урегулирование конфликтов, а те, в свою очередь, могут конструктивно общаться на эти темы с административными сотрудниками
Поскольку учебная группа представляет собой основной студенческий коллектив, в котором студент проводит большую часть времени в университете, рекомендуется уделять особое внимание поддержанию в данном коллективе атмосферы доверия, уважения и взаимопомощи. Для решения данной задачи рекомендуется во время адаптации учебной группы первокурсников в начале учебного года делать акцент не только на индивидуальную социализацию студентов и выявление студенческого актива, но и на общегрупповые командные активности. Полезным может быть обучение старост навыкам медиации для эффективного разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в учебной группе по той или иной причине, в ряд университетов также созданы профильные службы медиации. Рекомендуется периодическое проведение диагностики микроклимата в учебной группе с использованием не только анкетирования, но и качественных методов исследований, например фокус-групп и опросов, а также создание ситуаций успеха для учебных групп, поощрение достижений конкретных успехов всей группы, например, путем введения рейтинга групп, присвоения особых статусов лучшим группам или вручения наград за достижения в различных областях.
Содействие реализации академических прав членов учебной группы
Члены учебной группы хорошо проинформированы о своих правах и обязанностях, понимают, где могут получить необходимую информацию, знают и применяют легальные процедуры реализации своих прав и обязанностей
Способность студентов понимать свой правовой статус, знание своих прав и обязанностей помогает избежать конфликтных ситуаций и разрешать их в легальном поле. Для реализации данной функции может быть создана удобная система навигации по контактам сотрудников и профильных служб университета, способных решить различные проблемы, поможет старосте оперативно направлять своих однокурсников к нужным специалистам или самостоятельно получать необходимую информацию. Полезна разработка базы стандартных протоколов действий для старосты, которые помогают быстро ориентироваться в сложных ситуациях, предоставлять студентам нужную информацию или решать стандартные запросы студентов, например, по получение мер материальной поддержки или академическому отпуску.
Администрирование работы учебной группы
Учебная группа способна самостоятельно без привлечения административных сотрудников и вовлечения других органов студенческого самоуправления решать внутренние текущие вопросы своей жизнедеятельности.
Способность студентов понимать свой правовой статус, знание своих прав и обязанностей помогает избежать конфликтных ситуаций и разрешать их в легальном поле. Для реализации данной функции может быть создана удобная система навигации по контактам сотрудников и профильных служб университета, способных решить различные проблемы, поможет старосте оперативно направлять своих однокурсников к нужным специалистам или самостоятельно получать необходимую информацию. Полезна разработка базы стандартных протоколов действий для старосты, которые помогают быстро ориентироваться в сложных ситуациях, предоставлять студентам нужную информацию или решать стандартные запросы студентов, например, по получение мер материальной поддержки или академическому отпуску.
Сбор, обобщение и передача мнений студентов группы по вопросам качества образования, условий реализации образовательных программ, внеучебной деятельности, социально-бытовых условий и т.д.
Работа с учебными группами выстроена таким образом, что при возникновении проблемных ситуаций скорость выявления, формулировки и прохождения информационного сигнала до курирующего работу со студентами специалиста максимальна.
Организация работы с обратной связью академической учебной группы требует, в первую очередь, хорошего взаимодействия, создания атмосферы доверия к студенческому совету и административным структурам, а также быстрой скорости реагирования на полученную информацию. Эта задача решается чаще всего через скоординированную работу старосты, наставника группы и академического куратора. Большая часть университетов реализует практику наставничества для учебных групп, но чаще всего она распространяется только на первый год обучения для общей адаптации первокурсников. Расширение границ наставнического сопровождения группы может помочь в организации работы с ней. Частая практика – включение старост в работу органов студенческого самоуправления факультета, например, через интеграцию руководителя старостата в состав студенческого совета факультета. Представители сообщества старост могут также входить, например, в стипендиальные и иные профильные комиссии.
Создание условий для результативной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе факультета, университета
Учебная группа работает как сообщество, может самостоятельно организоваться для проектирования и воплощения коллективных дел.
Чтобы учебная группа работала как сообщество и могла самостоятельно организоваться для проектирования и воплощения коллективных дел, важно обеспечить ряд условий. Полезной показала себя практика, при которой учебная группа разрабатывает и реализует собственный авторский социальный проект, в котором выступает как команда организаторов и единый коллектив. Темы проектов могут касаться, например, улучшения пространства университета или повышения академической успеваемости. Для реализации таких инициатив могут быть привлечены наставники, консультанты и эксперты. Полезна подготовка готовых наборов событий и активностей, в которых может участвовать вся группа, например, расписание концертов, спортивных соревнований, кинопоказов, фестивалей и т.д. Практики совместного проведения досуга укрепляют отношения внутри группы, особенно в случаях созидательного досуга. Ряд университетов использует практики общения учебных групп с сообществами выпускников, которые тоже чаще всего объединены вокруг учебной группы, в которой они учились.
Сопровождение коммуникации студентов группы с другими участниками образовательных отношений для достижения запланированных образовательных результатов
Учебная группа способна выстраивать рабочую коммуникацию с профессорско-преподавательским составом, урегулировать индивидуальные и коллективные конфликтные ситуации, давать конструктивную обратную связь профессорско-преподавательскому составу.
Учебная группа в целом и каждый студент по отдельности должны уметь эффективно коммуницировать с профессорско-преподавательским составом университета. В данном случае важно установить систематическое сотрудничество с академическим куратором группы, который сможет работать одновременно с несколькими старостами и помогать в разрешении конфликтов. Для этих целей, в том числе, могут быть организованы совместные события для кураторов и старост. Хорошую эффективности показала также организация совместных событий с профессорско-преподавательским составом, в рамках которых старосты могут взаимодействовать с преподавателями для решения проблем, связанных с успеваемостью студентов.
Отслеживание посещаемости обучающимися, информирование и получение информации об успеваемости
Организован эффективный, достоверный и удобный формат обеспечения учета посещаемости и успеваемости студентов.
В последнее время внедряется все больше цифровых инструментов контроля, в том числе введение автоматизированной систему учеты посещаемости учебных групп, например, через электронные журналы или индивидуальные карты-пропуски студентов. Для органов студенческого самоуправления большую практическую ценность имеет работа с такой информацией, выявлять проблемных студентов на ранних стадиях, оказывать своевременную помощь. Решению задачи также способствует четко очерченная дисциплинарная ответственность. Четко установленные внутренние правила и зафиксированные дисциплинарные последствия (например, за прогулы занятий) помогут старосте и студентам отслеживать свою посещаемость и успеваемость, принимать превентивные меры и профилактическую разъяснительную работу.
Представление интересов группы перед административными структурами
Учебная группа способна вырабатывать общую позицию по волнующим ее вопросам и доносить ее до представителей администрации через своих представителей, вести конструктивную коммуникацию по урегулированию проблемных вопросов, доверяет своим представителям в этих вопросах.
Учебная группа как базовый студенческий коллектив должна уметь выстраивать конструктивные отношения с административными структурами факультета, особенно в тех случаях, когда проблемная ситуация затрагивает интересы каждого члена группа (например, неудобное расписание, конфликт с преподавателем и т.д.). Данная работа также требует укрепления авторитета старосты в глазах учебной группы и администрации факультета, а также более четкого и доверительного взаимодействия с академическим куратором группы, в том числе и через организацию их совместной деятельности. Группа должна также понимать, какие существуют установленные правовые инструменты взаимодействия с административными структурами, уметь этими инструментами пользоваться на практике.
Содействие в реализации идей обучающихся (навигация в возможностях)
Староста (организатор студенческой жизни в группе) способен оперативно помогать студентам с навигацией в возможностях, ориентировать среди студенческих объединений, проектов и событий для студентов, сами студенты способны и стремятся находить нужную информацию.
Помимо создания централизованной информационной базы, описывающей созданные в университете возможности для самореализации, крайне важно определить проводников, то есть людей, которые могут осуществлять навигацию студента по этим возможностям. Чаще всего такими проводниками становятся старосты. Также каждой учебной группе могут быть назначены представители от общевузовских студенческих организаций, таких как профорги от профсоюзной организации или спорторги от студенческого спортивного клуб. Они могут взять на себя организацию профильных мероприятий для своей группы. Часто стала возвращаться практика выделения в группе наравне со старостой студорга – организатора студенческой жизни, который будет помогать студентам в организации досуга и обеспечивать навигацию по доступным возможностям, которые предоставляет университет. Не использован полностью потенциал профессорско-преподавательского состава.
Уровень учебного структурного подразделения
Организация работы с абитуриентами факультета
Налажена стабильная система работы с абитуриентами факультета, в том числе студенты и органы студенческого самоуправления факультета по собственной инициативе активно участвуют в этой деятельности.
Работа с абитуриентами является прекрасной возможностью для студенческого совета выстроить рабочие отношения с администрацией факультета. Практики деятельности в этом направлении могут включать участие в активностях по продвижению своего факультета, кураторскую работу со школами, организация мероприятий в формате «школьник-студент», в том числе для выявления особо одаренных абитуриентов (например, в формате «малых школьных академий», научного и проектного наставничества в отношении обучающихся школ).
Организация адаптации первокурсников и наставничества над ними
Налажена стабильная система адаптации первокурсников, определены и соблюдаются четкие показатели эффективности работы с первокурсниками и качества их адаптации.
Быстрая адаптация студентов первого курса остается одной из наиболее частых задач, стоящих перед органами студенческого самоуправления на уровне факультетов. Чаще всего она решается через создание корпуса студенческих наставников и цикл адаптационных мероприятий. Большая часть таких мероприятий приходится на первый семестр, но важно предусмотреть сопровождение студентов и во втором семестре, а в идеале также и в течение второго года обучения. Важно определиться с понятными для университета критериями качества адаптации. Наиболее интегральный показатель – уровень академической успеваемости первокурсников на первой сессии. Также для успешной адаптации полезны практики предварительной работы с абитуриентами («нулевой курс»), создание сервисов для цифровой навигации студентов, практик психологической поддержки студентов первого курса.
Организация внеучебной деятельности, создание и проведение профильных мероприятий по направлениям подготовки специалистов факультета
Студенты вовлечены в реализацию практик и событий, нацеленных на повышения уровня профессиональных навыков студентов, инициируют их и активно принимают участи в организации таких практик и событий, созданы и действуют факультетские студенческие сообщества по профессиональной тематике.
Специфика, традиции, практики и внутренняя культура факультета в наибольшей степени зависят от его профиля и реализуемых на нем направлений профессиональной подготовки. Чтобы сохранить специфику факультета полезно делать фокусировку на нее в организации событий (например, приурочивать отдельные события к профессиональным праздникам), содействовать созданию студенческих объединений по профессиональным тематикам (например, кейс-клубы по профессиям), продвигать профессиональную корпоративную культуру как общую часть культуры студентов факультета.
Развитие системы кураторства/наставничества (в том числе помощь в учебе и работе со старостами)
На уровне факультета развернута система сопровождения, включающая студенческого наставника и куратора от административных структур факультета, которая позволяет поддерживать оперативную коммуникацию со студентами.
Частой является практика, когда на уровне факультета и группы действует несколько акторов (старосты, наставники, кураторы, студорги, профорги и т.д.), между которыми не налажено должного взаимодействия. Практическими решениями может стать интеграция всех акторов в систему студенческого совета факультета, работа через единые каналы информирования, синхронизация планов работы, удаление (при необходимости), ненужных звеньев. Помимо решения задач адаптацию особую ценность здесь имеет формирование определенного круга лиц, к которым студент испытывает доверие и с которыми готов делиться волнующими его вопросами.
Представление интересов студентов на уровне администрации/взаимодействие с администрацией на уровне факультета
Студенческий совет факультета выстроил взаимодействие с административными структурами факультета, способен сформулировать проблему и донести ее до административных сотрудников и конструктивно урегулировать конфликтную ситуацию на уровне факультета.
На уровне факультета студсовету крайне важно не только выстроить систему воспитательных активностей, но и стать ключевым звеном связи между студентами и администрацией факультета. Для этого полезно наладить систему сбора обратной связи от студентов, выработать единые протоколы реагирования на проблемные ситуации. Средствами взаимодействия может стать участие студсовета факультета в работе ученого совета факультета (при наличии) или факультетских профильных комиссий, если таковые имеются, организация на уровне факультета работы с локальными нормативными актами факультетского уровня.
Повышение престижа факультета и его профессиональной специфики во внешней среде
Студенты вовлечены в реализацию практик и событий, нацеленных на повышения престижа своего факультета и тех профессий, которые дает обучение на данном факультете, инициируют их и активно принимают участи в организации таких практик и событий.
Повышение престижа факультета для работодателей может принести существенную пользу в деле трудоустройства выпускников. Полезными могут быть практики системного привлечения потенциальных работодателей и лидеров отрасли к участию в воспитательных активностях в качестве экспертов, партнеров, спонсоров, членов жюри, взаимодействовать с советами молодых специалистов на предприятиях, в том числе в формате совместных мероприятий. Данную работу важно синхронизировать с уже существующим взаимодействием администрации факультета с работодателями.
Реализация прав, выражение интересов, поддержка инициатив студентов факультета, содействие выполнению студентами их обязанностей
Обеспечивается учет мнения студенческого совета факультета по вопросам деятельности и локальным нормативным правовым актам факультета, затрагивающим права и законные интересы обучающихся.
Помимо участия в реализации установленных законодательством процедур обеспечения учета мнения обучающихся (вхождение в ученый совет факультета и профильные комиссии, подготовка мотивированных мнений по проектам локальных нормативных актов) значительную пользу принесут практики содействия выполнению студентами их обязанностей, помощь в поддержании дисциплины и академической успеваемости студентов факультета. Также важно сформировать комплексную поддержку студенческих инициатив, в том числе содействовать превращению проектных команд в студенческие объединения, делать акцент на профессиональную специфику факультетов, помогать с решением технических и административных проблем.
Предоставление возможностей участия в факультетских событиях для самореализации студентов
На факультете созданы условия для самореализации студентов с учетом возможностей и специфики факультета, студенческий совет, старосты, наставники и кураторы учебных групп легко могут осуществлять навигацию студентов по созданным возможностям.
Важна организация удобной и оперативной навигации по возможностям, которые созданы для самореализации студентов на уровне факультета и университета. В числе потенциальных полезных практик можно отметить автоматизированные рекомендательные системы, события фестивального и ярмарочного формата, расширение возможностей для студентов за счет взаимодействия с потенциальными работодателями.
Формирование преемственности на факультете, в том числе обучение будущего актива, формирование ценностей и корпоративной культуры факультета среди студентов
В студенческом совете факультета работает система преемственности, своевременно производится подготовка смены выбывающих студенческих активистов и лидеров студенческих сообществ.
Преемственность в работе студенческого факультета обеспечивается через системную подготовку новых кадров, в том числе через раннее выявление студенческих лидеров, создание опыта совместности для студентов младших и старших курсов, обеспечение широкого вовлечения студентов в жизнь факультета. Полезно также обобщать в письменной форме опыт реализации мероприятий и событий, фиксировать историю развития студенческого самоуправления на факультете, формировать систему управления знаниями, которая поможет новым поколениям лидеров и активистов в организации своей работы.
Создание условий для взаимодействия учебных групп на факультете
Созданы механизмы, позволяющие учебным группам взаимодействовать на уровне факультета, в том числе в рамках проектов, событий, мероприятий факультетского уровня и в рамках решения беспокоящих студентов вопросов.
Важно обеспечивать возможности для активного взаимодействия студентов на уровне факультета, особенно полезными представляются практики участия создания событий, в которых студенческие группы могут принимать участие как цельные коллективы, в том числе в формате слетов или конкурсов лучших академических групп. Ценным является, в том числе формат коллективного наставничества старших групп над младшими курсами и ц целом практики совместности для студентов разных возрастов. Системное взаимодействие с коллективами учебных групп также помогает раннему выявлению проблемных ситуаций, требующих помощи в урегулировании.
Уровень студенческих объединений
Глубинная профориентация студентов и профориентация абитуриентов, в том числе расширение диапазона потенциальных возможностей для их самореализации
Студенческие объединения вовлечены в решение задачи профориентации студентов и абитуриентов, выделяют эти аспекты своей деятельности или содействуют административным структурам университета в решении этих задач
Помощь в профессиональном самоопределении важна не только на уровне работы с абитуриентами, но и при работе со студентами, выбирающими свою специализацию уже во время обучения в университете. Студенческие объединения могут принимать участие в профориентационной работе, интегрировать в свою деятельность профессиональную специфику университета, помогать студенту в развитии навыка выбора. Активная и насыщенная студенческая жизнь также может быть конкурентным преимуществом университета, что важно учитывать при планировании и проектирование работы студенческих объединений.
Создание условий для личностного развития и становления будущих специалистов
Студенческие объединения создают условия для личностного развития и становления будущих специалистов, вовлеченность студентов в работу общественных объединений не наносит ущерба достижению студентами образовательных целей.
Важно строить такие системы, в которых активная общественная жизнь не только не наносит ущерба решению задач подготовки качественных специалистов, но и помогает решать образовательные задачи. Целесообразно ознакомиться с образовательными стандартами, по которым работает университет, и изучить требования к компетенциям и результатам подготовки. Полезны практик создания студенческих объединений профессиональной направленности (студенческие правовые клиники в юридических вузах, строительные отряды в инженерных вузах), поддержка развития навыков, связанных с профилем направлений подготовки (например, акцент на зимние виды спорта в университетах, где готовят специалистов для работы в северных регионах), взаимодействие с профессорско-преподавательским составом по вопросам учебной и научной деятельности, включая помощь отстающим студентам.
Представление результатов реализации инициатив студентов
Студенческие объединения создают условия для проживания студентами «ситуаций успеха», создана персонализированная (желательно автоматизированная) система учета достижений и заслуг активных студентов.
Проживание опыта коллективного созидательного действия является мощным инструментов воспитания. Для студенческих объединений значимо создание условий для проживания студентами «ситуаций успеха», систематический учет таких достижений, возможность фиксировать преодоление новых этапов личностного и профессионального развития. Наиболее передовая практика в данном отношении – персонализированная (желательно автоматизированная) система учета достижений и заслуг активных студентов. Решению таких задач могут также способствовать конкурсные и фестивальные практики, системы признания достижений, четкая система поощрений, в том числе и нематериальных.
Организация внеучебных активностей по профилю деятельности
Студенческие объединения способны самостоятельно разрабатывать и продвигать полезные для студентов инициативы, со стороны университета сформирована понятная и прозрачная система поддержки таких инициатив в пределах имеющихся ресурсов.
Студенческие объединения не только создают более интересную и насыщенную жизнь для своих участников, но также и обогащают общую воспитательную среду университета. Важно учитывать, что события и мероприятия – это не единственные формы работы студенческих объединений. Работа возможна через создание полезных для студентов сервисов, студенческих пространств и т.д. Ценными являются практики студенческих объединений, которые позволяют вовлекать те категории студентов, которые слабее охвачены воспитательной работой, например, обучающихся на коммерческой основе, заочников, студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Содействие адаптации студентов к корпоративной культуре образовательной организации и студенческого сообщества
Студенческие объединения активно вовлечены в решение задач адаптации студентов к корпоративной культуре своего университета.
Хотя каждое студенческое объединение имеет свои накопленные традиции и практики деятельности, все они в любом случае погружены в общее культурное пространство своего университета. Важно создавать условия, при которых деятельность студенческого объединения помогает укреплять корпоративную и профессиональную солидарность студенческого сообщества. В данном контексте ценны практики увязки содержания мероприятий с профилем университета, привлечение отраслевых партнеров университета и потенциальных работодателей, синхронизация со знаковыми для всего университета события, практики совместности с профессорско-преподавательским составом, сохранение истории и традиций университета в рамках культуры студенческих организаций.
Содействие формированию профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов
Студенческие объединения имеют внятное представление о том, какие профессиональные и над профессиональные навыки они формируют у студентов через свою деятельности, способны соотнести их с образовательными стандартами.
В случае, если студенческое объединение тематически не связано напрямую с развитие профессиональных компетенций, полезно посмотреть на потенциал развития гибких навыков, например, проектного мышления, переговоров, организации командной работы. Рекомендует при организации деятельности студенческого объединения учитывать этот потенциал, делать акцент на такие возможности для студентов. Целесообразно рассмотреть практики, которые позволяют студенту самостоятельно зарабатывать без ущерба для академической успеваемости (например, через работу в студенческих отрядах или создание своего дела через университетский бизнес-инкубатор). Это дает студенту опыт трудовой дисциплины, чувство самостоятельности, дополнительный профессиональный опыт.
Вовлечение студентов в социально полезные практики
Работа студенческих объединений нацелена на вовлечение студентов в полезные социальные практики, в том числе значимые для местных сообществ и социокультурного окружения университета.
Деятельность студенческих объединений не может ограничиваться исключительно организацией досуга. Эта работа крайне важна также для решения задач воспитания, что означает ориентир на деятельностное вовлечение студентов в такой социальный опыт, который позитивно влияет на поведенческие установки человека. Особенно ценны здесь те практики студенческих объединений, которые работают на долгосрочные изменения в поведении студентов, например, на приобщение к здоровому образу жизни, формирование навыков цифровой гигиены или развитие способности к сочувствию. Это значимый аспект, который студенческим объединениям важно принимать во внимание.
Реализация программ внутреннего обучения по профилю деятельности
Студенческие объединения способны самостоятельно готовить и обучать внутренние кадры для организации своей деятельности, в том числе с поддержкой со стороны университета, созданы механизмы внутренней преемственности в студенческих объединениях.
Студенческие объединения должны быть способны не только обеспечивать свою текущую деятельность и событийные активности, но и воспроизводить себя, готовить новые кадры и привлекать новых участников, накапливать и передавать знания, опыт и традиции. Для решения таких задач целесообразно внедрять внутренние программы обучения, создавать собственные системы управления знаниями, использовать практики наставничества, прорабатывать корпоративную культуру объединения. В отдельных университетах работают также практики взаимных стажировок студенческих объединений, которые позволяют компенсировать недостающие компетенции и ресурсы.
Поддержка идей и проектов студентов, содействие их реализации
Студенческие объединения создают условия для поиска, выявления, доработки и продвижения инициатив своих участников/членов, способны навигировать своих участников/членов в университетской системе поддержки студенческих инициатив.
Инструментами подобной работы могут выступать проектные акселераторы и инкубаторы, проектное наставничество со стороны студенческих объединений, конкурсы для поддержки студенческих инициатив, выделение внутри больших проектов студенческих объединений тематических ответвлений и подпроектов, в рамках которых студент сможет воплотить свою идею. Целесообразно создать в университетской системе навигации по возможностям отдельный раздел о форматах поддержки студенческих инициатив и проектов, особенно в части того, какую помощь в воплощении идеи студента может сыграть.
Организация внешнего взаимодействия студенческого сообщества и социальных партнеров образовательной организации по профилю деятельности
Студенческие объединения сотрудничают с общероссийскими общественными объединениями (организациями) по профилю своей деятельности, вовлечены в реализацию федеральной повестки по профилю своей деятельности.
Большая часть студенческих объединений работает по таким универсальным тематикам как спорт, творчество, наука, добровольчество, медиа и т.д. Полезным является анализ действующих федеральных общественных объединений и движений, синхронизация с их работой, в том числе путем передачи опыта и практик университета на федеральный уровень. В целом, важно проанализировать, как университет может не только реализовывать федеральную повестку, но и принимать участие в ее формировании, продвигать востребованные идеи и проекты, обретать статус центра компетенций в определенных сферах студенческой жизни.
Уровень образовательной организации
Организация учета мнения студентов по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы
Используется регламентированная документально процедура учета мнения студентов по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, студенческий совет способен формулировать мотивированное мнение по данным вопросам с опорой на требования законодательства и запросы студенческого сообщества.
Законодательство определяет обеспечение мнения студентов при принятии органами управления университетом касающихся их решений в качестве основной цели создания студсоветов. Среди практик, которые используют для этого университеты, можно упомянуть механизм письменного мотивированного мнения, включения представителя студсовета в специализированные комиссии (стипендиальные комиссии, дисциплинарные комиссии, комиссии по переводу и т.д.), организация консультативной работы, помогающей студентам решать свои проблемы в правовом поле университета. В ряде университетов можно выделить опыт создания в рамках студсовета юридического комитета для работы с проектами нормативных правовых актов, опыт открытых студенческих слушаний для обсуждения тех или иных планируемых решений, формирование регламента взаимодействия между администрацией и студсоветом, в том числе в форме особого соглашения. Основное требование к таким форматам взаимодействия: конструктивность, системность и четкая нормативная урегулированность.
Организация представительства студентов в органах управления университета
Студенческий совет представлен в органах управления университета в установленном порядке, а также представлен с правом голоса в коллегиальных структурах университета, занимающихся реализацией отдельных академических прав студентов (стипендиальные комиссии, дисциплинарные комиссии, комиссии по переводу и т.д.).
Представленность студенческого совета в системе управления университетом является важным инструментов обеспечения мнения студентов при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы. Существует классический перечень комиссий, в которые чаще всего входит представитель студсовета, однако в раде вузов студенты включены, например, в приемные комиссии, учебно-методические комиссии или комиссии по формированию библиотечных фондов. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку представителей студсоветов, которые делегируются в состав таких комиссий, например, в стипендиальные комиссии.
Обеспечение постоянной связи администрации со студентами посредством мониторинга мнений студентов и получения от них обратной связи (опросы, исследования, СЦИОМ)
При возникновении проблемных ситуаций или при наличии соответствующего запроса скорость выявления, формулировки и прохождения информационного сигнала от обычного студента до студсовета и административных структур университета максимальна, методы мониторинга мнений студентов репрезентативны и достоверны.
Студенческий совет, выступая посредником между администрацией и студенческим сообществом, должен опираться в своей работе на запросы самих студентов, для чего крайне важно уметь этот запрос выявлять и формулировать. Исследование запросов студентов важно проводить систематически и с опорой на социологические инструменты, при этом также полезно не только проводить опросы, но и организовывать фокус-группы. Недооценены также методы анализа «цифрового следа» студентов (например, в ряде вузов музыку для мероприятия подбирают на основе автоматизированного анализа музыкальных предпочтений студентов в социальных сетях). Свою практическую пользу для решения таких задач показало создание выделенных подразделений студсоветов и студенческих объединений, которые регулярно занимаются такой работой: студенческие комиссии по качеству образования, студенческие центры исследования общественного мнения (СЦИОМ) и т.д. При этом важно, чтобы собранная обратная связь, итоги оценки качества обучения и иная собранная информация передавалась администрации в связке с конкретными предложениями, инициативами и проектами, которые студенческий совет готов реализовать.
Обеспечение взаимодействия с ключевыми лицами, принимающими решения на уровне университета - координация всей системы студенческого самоуправления университета
Существует механизм оперативной коммуникации лидеров студенческого совета с курирующим воспитательную работу и молодежную политику проректором и другими профильными проректорами, а также механизм регулярной коммуникации студенческого совета с руководителем образовательной организации.
Для качественной работы важно наличие оперативной и доверительной коммуникации с курирующим воспитательную работу и молодежную политику проректором. Для студсовета важно также выстроить рабочие отношения со другими профильными проректорами, например, с проректором по административной работе – по вопросам общежитий, с проректором по научной работе – по деятельности студенческих научных обществ и т.д. Важно, чтобы эта коммуникация осуществлялась регулярно, примером такой практики могут служить проекты в формате «Открытый ректорат».
Координация деятельности студенческих объединений по направлениям работы студенческого самоуправления и воспитательной деятельности
Студсовет является удобной платформой для создания новых и развития действующих сообществ и объединений, произведено разграничение функций, есть механизм урегулирования конфликтных ситуаций между студенческими объединениями.
Студенческий совет, объединяя, в том числе и студенческие организации университета, фактически осуществляет координацию их взаимодействия и создает условия для их успешной работы. В ряде университетов студенческие советы отвечают за ведение реестров студенческих объединений, которые могут пользоваться поддержкой, также часто студсовет выступает арбитром при урегулирования конфликтных ситуаций между студенческими объединениями. Полезной практикой является систематическая работа по поддержке создания новых студенческих объединений, например, когда при проведении внутренних грантовых конкурсов поддержку получают те проекты, которые имеют потенциал для развития в отдельную студенческую структуру (например, команда проекта по организации кинофестиваля после завершения проекта может инициировать создание киноклуба). При этом крайне важно избежать восприятия студенческого совета как одного из студенческих объединений, поскольку это не только некорректно с юридической точки зрения, но и порождает ненужную конкуренцию.
Аккумуляция, поддержка в реализации и продвижение лучших практик и талантливых студентов
Студенческий совет вовлечен в процесс формирования, поддержания и развития воспитывающей среды университета, сфокусирован на системном создании возможностей для личностного и профессионального развития студентов, а не на эпизодических активностях.
Студенческий совет выступает одной из платформ для развития студентов, поэтому важно рассматривать его деятельность также и с позиции того, какие новые возможности для студентов он создает. В практике такую работу также часто называют стратегическим управлением талантами – и студенческие советы могут сыграть значительную роль в этом вопросе. Для реализации этой задачи крайне важно создать систему навигации по возможностям, исследовать запросы студентов, изучать требования к выпускаемым университетом специалистам на рынке труда. Для продвижения практик университета вовне также полезной практикой является создание систем управления знаниями для обобщения и «упаковки» накопленного опыта. Аналогично может осуществляться обмен технологиями и практиками в университете, в том числе через проектные акселераторы, которые могут помочь, например, выводить факультетские проекты на общеуниверситетский уровень или распространять опыт головного университета в филиалах.
Обеспечение представительности, выборности, легитимности структур студенческого самоуправления на всех уровнях
Студенческий совет действует как целостная система, охватывающая всю вертикаль студенческого сообщества вплоть до отдельного студента в отдельно взятой учебной группе, обеспечена связность и информационная проводимость всей системы.
Студенческий совет университета рассматривается не как обособленная от общей жизни университета структура, а как «надводная часть айсберга», контактирующая с органами управления университета часть структуры взаимоотношений всех внутренних подсистем, «точка схождения» всех проводящих коммуникационных сетей, обеспечивающих контакт с каждым отдельно взятым студентом в университете. Чтобы обеспечивать решение всех этих задач студенческий совет должен следить за тем, чтобы на каждом своем уровне, включая академическую группу, работали созданные механизмы обратной связи, обеспечивалась реальная представительность студентов, реализовывался принцип коллективного принятия решений. Чтобы поддерживать данную структуру, в практике студсоветов применяют механизмы всеобщих выборов и открытые отчетно-выборные конференции, публичную отчетность председателя студсовета, развитие систем информирования студентов о деятельности студенческого совета. Разрушение связности в системе работы студенческого совета чревато утратой авторитета и изоляцией от студенческого сообщество, интересы которые студсовет призван выражать.