Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета со старостами академических групп
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Проблема решаемая практикой заключается в недостатке поддержки и регуляции для студентов, занимающих роль старост в учебных заведениях. В современном образовательном процессе старосты сталкиваются с вызовами, связанными с нехваткой ресурсов для адаптации, отсутствием поддержки в управлении группой и необходимостью освоения навыков, специфичных для их роли. Практика направлена на решение этих проблем, обеспечивая студентам-старостам необходимые знания, навыки и ресурсы для успешного выполнения их обязанностей в учебной среде
Описание содержания практики
Совет старост, созданный в 2006 году, поддерживает, курирует и обучает старост университета, стремясь сделать их ответственными лидерами. Выпускники обладают управленческим опытом, успешно интегрируясь в общество как профессионалы и руководители. 16 лет мы работаем, чтобы сделать роль старосты важной и увлекательной.
В НИУ МЭИ каждый новый студент проходит 3-5-дневное Посвящение в студенты. Группы встречаются с Адаптерами - представителями Совета старост, более чем 120 человек в команде, рассказывающих о роли и обязанностях старосты.
Староста в НИУ МЭИ - это не просто ведущий журнал, а функциональный лидер студенческого коллектива. Он является связующим звеном между дирекцией института и группой, обладает навыками в командоформировании, конфликтологии, коммуникации и проектной деятельности. Староста способен эффективно управлять группой, разрабатывать и вести проекты, поддерживать контакт с административными органами.
В ходе Посвящения Адаптеры наблюдают за группой, выявляют потенциальных лидеров и подталкивают их к становлению старостой. Каждый желающий стать старостой становится ""Кандидатом"" и проходит кейс-тест и собеседование с Интервьюерами. Формируются персональные характеристики начальных навыков. Затем Адаптеры представляют эти характеристики группе, которая делает свой выбор в ходе выборов старосты.
После выборов старосты, новый лидер коллектива вступает в зону ответственности Представителя Совета старост и Старост курса. На каждом институте НИУ МЭИ есть своя иерархия старост. Над старостами курса стоит Староста курса, который помогает, обменивается опытом, передает информацию от дирекции и администрации, решает проблемы. Над Старостами курса - Представитель Совета старост. Представители поддерживают связь, помогают в решении проблем и проведении мероприятий. Старосты курса избираются Представителями по завершению первого семестра первого курса, а Представители избираются из числа старост этого института.
На первом курсе Староста участвует в Школе Совета старост, где перенимает практики управления группой и организационной работы,развивает навыки управления. Ежегодно ШСС посещают около 90 старост первого курса.
В конце второго семестра старосты групп посещают Форум Совета Старост, где в течение двух дней вырабатывают проблемы и создают решения для оптимизации и улучшения работы старост НИУ МЭИ.
В течение первого курса группа выполняет проект "Ознакомительная практика". Цель - формирование опыта проектной деятельности. Группа получает оценки за выполнение работы, а лучшие решения направляются на конкурс "Лучшая Учебная Группа". Финальный этап - выездное мероприятие, где группы соревнуются, выигрывая ценные призы и звание "Лучшей Учебной группы"
В течение первого курса староста проходит обучение от Совета старост, получая навыки управления коллективом, проектной деятельности и коммуникации. Ежегодно Совет старост проводит 15-20 мастер-классов по направлениям: soft skills, проектная деятельность, знакомство с устройством вуза, обучение активистов
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Практика является уникальным явлением по своей маштабности и степени интегрирования в работу ВУЗа. За время работы организации мы не встречали практик в других учебных заведениях имеющих подобных масштабов вовлечения в рабочие процессы ВУЗа, количеству активистов и объему практик, материалов и меропритий .
Основные результаты и эффективность реализации практики
На данный момент мы взаимодействуем с 478 старостами со всех четырех курсов бакалавриата. За прошедший набор мы вдохновили 319 кандидатов на роль старосты, из которых 130 были избраны на этот пост. За 16 лет работы организации мы создали более 20 уникальных мастер-классов, провели три форума и 31 школу. На последней, 31-й школе, приняло участие 90 старост. Также мы провели более 10 конкурсов ЛУГ, в котором принимает участие 5 и более команд в. размере 10 человек. Над всеми нашими практика и мероприятиями работают более 120 активистов которые входят в 5 отделов: Проектный, Оценки и Аналитики, Обучения, Контента и Мероприятий.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Наша практика является легкопереносимой и имеет потенциал к масштабированию на другие ВУЗы, в основе организации которых лежат факультеты или институты. Организация имеет готовые прописанные материалы для распростронения на другие ВУЗы, а также имеет опыт передачи практики на примере ВУЗа ТУСУР
Интернет-ресурсы практики
Технологические материалы практики
Положение о Совете старост, положение о Старосте, презентации