Наименование образовательной организации
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Номинация конкурса
Лучшая практика студенческого совета по организации системы исследования мнения обучающихся
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как устроен процесс организации сбора и анализа информации? Какая информация собирается и анализируется? Какие результаты деятельности аналитического направления существуют в комитете? Как результаты аналитической деятельности используются на практике?
Описание содержания практики
Аналитическая деятельность Учебного комитета Студенческого совета Финансового университета при Правительстве РФ представляет собой эффективную практику, направленную на исследование мнения обучающихся и улучшение образовательного процесса. Направление "Аналитика" Учебного комитета активно разрабатывает и проводит опросы среди студентов, что позволяет выявлять их потребности, ожидания и предложения. Основные этапы деятельности направления:
1. Разработка опросов: Активисты направления создают анкеты, которые охватывают различные аспекты учебного процесса, от наличия у студентов трудностей в освоении конкретных дисциплин до уровня вовлеченности студентов в образовательный процесс.
2. Сбор и анализ данных: Опросы распространяются среди студентов, после чего проводится анализ полученных данных, выявляя основные тенденции и проблемные зоны.
3. Составление отчетов: На основе анализа формируются детализированные отчеты, которые содержат не только статистические данные, но и качественные выводы, отражающие мнение студентов. В данные отчеты интегрированы различные инструменты визуализации: таблицы, графики, дашборды и пр.
4. Формирование рекомендаций: На основании полученных результатов также разрабатываются рекомендации, которые являются основой для создания обучающих материалов, которые помогают в подготовке к сессии, повышении вовлеченности студентов в образовательный процесс, планировании новых проектов и мероприятий, направленных на повышение интереса студентов к обучению и получению практических знаний, что способствует созданию активной и мотивированной студенческой среды. Результаты анализа внеаудиторных потребностей студентов используются всеми подразделениями Студенческого совета как основа обоснования актуальности при планировании мероприятий.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Отдельные элементы системы по сбору информации с обучающихся могут встречаться в других образовательных организациях, однако уникальность практики Аналитической деятельности Учебного комитета заключается в выделении постоянно действующего направления, широком взаимодействии с администрацией университета и подразделениями Студенческого совета, а также в визуализации данных и отчётности.
Основные результаты и эффективность реализации практики
1. Опрос по увлечениям и интересам студентов (2023) (717 респондентов) Был использован при организации проектов (всего 57 за 2023/2024 учебный год)
2. Опрос по мотивации студентов к обучению (900 респондентов) Результаты опроса с соответствующими выводами и рекомендациями были предоставлены ректорату.
3. Опрос по проблемным дисциплинам (842 респондентов перед зимней сессией и 610 респондентов перед летней сессией) На основе результатов были подготовлены методические рекомендации для подготовки к сессии.
4. Преподаватель глазами студентов (Учебно-научная социологическая лаборатория совместно с Учебным комитетом) Результаты опроса с соответствующими выводами и рекомендациями были предоставлены ректорату. Преподаватели, получившие наивысшие оценки от студентов, были премированы по распоряжению администрации.
5. Анкета первокурсников по увлечениям и интересам студентов (2024) (3091 респондент) Результаты опроса используются в папках проектов текущего учебного года
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Высокая степень результативности аналитической деятельности Учебного комитета открывает возможности для ее внедрения в других образовательных организациях за счет выделения профильного направления ("Аналитика"), а также за счет универсальности методологии, поскольку разработанные анкетные опросы и методы анализа данных могут быть адаптированы с учетом специфики и потребности различных образовательных учреждений.
Также внедрение данной практики будет способствовать развитию взаимодействия между Студенческими советами разных учебных заведений. Использование современных технологических решений (платформ и программного обеспечения для сбора, анализа и визуализации данных) может стать основой для распространения практики, обеспечивая доступность и удобство для студентов различных учебных заведений.
Мы уверены, что наша практика станет примером для других учебных заведений и поможет в создании более активной, мотивированной и заинтересованной образовательной среды.
Интернет-ресурсы практики