Наименование образовательной организации
Южный федеральный университет Юридический факультет
Номинация конкурса
Лучшая организация деятельности студенческого совета учебного структурного подразделения
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как внедрить преемственность поколений в студенческий совет структурного подразделения?
Как привлечь первокурсников к деятельности студенческого совета, как по-новому посмотреть на деятельность?
Как замотивировать студентов, состоящих в студенческом совете, которые начали чувствовать расслабленность или эмоциональное выгорание?
Как осведомлять студентов, развивающихся в одних направлениях, о мероприятиях в других направлениях, чтобы не допустить застоя?
Как создать систему поддержки инициатив обучающихся?
Как защитить студентов?
Описание содержания практики
Студсовет состоит из руководителей всех направлений внеучебной деятельности на структурном подразделении и председателя. Работа в студсовете демократичная, используются диспозитивные методы и иногда императивные методы с целью разрешения споров и конфликтных ситуаций для более качественной работы студсовета. В студсовет ЮФ входят руководители следующих направлений:
Структура такова, что представители вышеперечисленных направлений вместе обсуждают все вопросы и проблемы, придумывают совместные мероприятия и стратегии развития.
1 блок. Преемственность
1 этап. Весь второй семестр – конкурс на лучшую академическую группу, где первокурсники показывают себя во всех направлениях студсовета.
В каждом направлении выигрывает определенная академическая группа, из которой студсовет начинает отбирать себе помощников. Но если человек руководит одним направлением – это не значит, что он не участвует в другом. Особенность заключается в том, что есть множество проектов, которые объединяют в себе 2, а порой и 3 направления (например, Квизави – интеллектуальная творческая игра, в которой важно знать в том числе юриспруденцию; Мистическая конференция – наука, экология (костюмы должны быть экологичными) и творчество)
2 этап. Мастер-классы от студсовета, направленные на:
- работу с документами
- развитие ораторских способностей
- развитие навыков самопрезентации
- получение опыта организации мероприятий
- на работу в команде и тимбилдинг.
Затем, в середине 2 курса мы включаем помощников в студенческий совет, они присутствуют на всех собраниях, помогают в организации мероприятий лично, знают обо всех планах и перспективах.
Таким образом, к концу 2 курса мы встречаем достойных преемников, которые знают, чем занимались руководители до них, но при этом смотрят на всё свежим взглядом.
2 блок. Инициативы. Защита обучающихся.
Во время проведения вышеописанной практики присутствует:
Возможность всех студентов проявлять инициативу, придумывать проекты. (посредством открытой формы на сайте студенческого совета и открытых личных сообщений) (а также председатель студсовета должен расположить обучающихся к себе и дать понять, что в любой момент можно к нему подойти, сказать, написать; об этом нужно напоминать на всех мероприятиях со студсоветом)
Защита интересов обучающихся. (1 – совет по повышению качества образования. 2 –Юридическая клиника, в которую анонимно обращаются студенты с просьбой помочь в несправедливой ситуации. 3 – председатель студсовета и председатель Профбюро присутствуют на дисциплинарных комиссиях и отстаивают права студентов)
3 блок. Мотивация.
Два компонента:
Мотивация начинающих студентов, развивающих студсовет.
Мотивация студентов, давно работающих в студсовете.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Курганский государственный университет, который проводит конкурс на лучшую академическую группу;
Конкурс от #ДонМолодой. Целевая аудитория - студенты колледжа.
Казанский федеральный университет.
(Разница: наш проект направлен на преемственность поколений в студсовете и на студентов одного структурного подразделения, чтобы добавить, к тому же, задания, связанные с будущей профессией, например, юриста: написать претензии, придумать налоги и т.п. Более того, в конкурсах, которые проводятся в вышеперечисленных организациях, сжатые сроки, это проводится как отдельное конкурсное мероприятие. Наш же конкурс рассчитан на полгода, а после конкурса у всех студентов появляется возможность показать себя во всех направлениях и в организации мероприятий, а не только в участии.)
Основные результаты и эффективность реализации практики
Основной результат – правильная преемственность поколений в студсоветах. То есть ни одно из направлений не начинает своё развитие заново. Люди, которые приходят в студсовет, уже знают, как всё устроено, как составлять документы, организовывать мероприятия, работать в команде. Они приходят в структуру, в которой уже понимают, как работать и какие механизмы использовать.
А количественные показатели такие: нет курса, представителей от которого бы не было в студенческом совете. (В настоящее время в студсовете: 2 первокурсника, 4 второкурсника, 6 третьекурсников, 1 четверокурсник) Первый курс после этого конкурса становится помощником второго курса, а затем заменяет их на третьем курсе, чтобы в студенческом совете, в том числе, не было застоя. Более того, увеличивается число членов студенческого совета, увеличивается количество мероприятий (за последний год - +20 студентов, организующих мероприятия)
Доказанный эффект заключается в том, что без преемственности, без инициатив обучающихся невозможно развитие студсовета, так как каждый новый руководитель будет начинать все заново (как и было до этой практики), вместо того, чтобы продолжать.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Данную практику возможно применять в любых образовательных организациях, где есть студенческое самоуправление.
Готовность практики к масштабированию – средний (её нужно внедрять не 1 год),
а готовность образовательной организации к тиражированию практики – высокий (проверять практику легче в разных местах, с разными людьми и устоями)
Интернет-ресурсы практики
Студенческий Совет Юридического факультета ЮФУ