Наименование образовательной организации
Саратовская государственная юридическая академия
Номинация конкурса
6.3.1. Номинация «Лучшая практика студенческого совета по организации системы управления качеством образования»
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как модернизировать и адаптировать организацию студенческой системы управления качеством образования в современных условиях ускорения темпов развития общества?
Описание содержания практики
Практика организации студенческой системы управления качеством образования реализуется:
Объединенным советом обучающихся ФГБОУ ВО «СГЮА» (далее – ОСО), в структуре которого функционирует Сектор мониторинга качества образования (далее – Сектор).
Задачами деятельности Сектора являются: обеспечение соответствия организации и порядка проведения учебного процесса требованиям законодательства РФ в области образования; представление и защита прав обучающихся; осуществление учёта мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией; сбор информации о состоянии качества образования в Институтах.
Не реже двух раз в семестр Сектор посредством заполнения обучающимися Академии форм, анкет, очных встреч со студентами, старостами учебных групп получает информацию о проблемах в образовательном процессе в структурных подразделениях Академии.
После анализа и оценки полученных сведений назначается заседание Студенческой комиссии по повышению качества образования ФГБОУ ВО «СГЮА» (далее – Комиссия).
Комиссия является самостоятельным, постоянно действующим представительным коллегиальным органом студенческого самоуправления, реализующим право обучающихся на участие в оценке условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин в целях обеспечения защиты прав обучающихся в получении качественного образования.
Деятельность комиссии получила нормативное закрепление (25 августа 2022 года приказом ректора было утверждено Положение о Студенческой комиссии по повышению качества образования ФГБОУ ВО «СГЮА»).
Целью деятельности комиссии является реализация обучающимися возможности оценивания условий, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин, а также формирование предложений, направленных на повышение качества подготовки специалистов.
Основными задачами деятельности комиссии является: создание и развитие системы мотивации обучающихся к образовательному процессу путем привлечения к оценке качества образования в Академии; исследование удовлетворенности обучающихся качеством образования; оценка потребностей обучающихся; разработка и выдвижение предложений по повышению качества образовательного процесса; формирование и выдвижение рекомендаций по внесению изменений в действующие локальные нормативные акты, регулирующие права, обязанности и интересы обучающихся; создание эффективной методики самообследования Академии с учетом мнения обучающихся; построение системы постоянного взаимодействия руководства Академии и обучающихся.
Согласно Положению о Комиссии в состав Комиссии входят:
председатель ОСО; председатель Профсоюза обучающихся; председатель Совета аспирантов Академии; руководитель Корпуса старост Академии; представитель обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования; по 2 представителя от каждого учебного структурного подразделения; представитель обучающихся Института магистратуры Академии.
Активно взаимодействуя с начальником отдела контроля качества образования учебно-методического управления, члены Комиссии решают проблемы обучающихся, связанные с образованием, реализуют идеи и предложения.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Уникальность практики состоит в ее мобильности и адаптивности (модернизации и актуализации практики с учетом запросов не только обучающихся, но и работодателей, а также тенденций на рынке труда)
Основные результаты и эффективность реализации практики
Эффективность реализации практики выражается посредством инструмента мониторинга качества образования – через анкетные опросы. В Академии опросы проводятся с целью формирования обратной связи с обучающимися, работодателями и преподавательским составом.
Результаты опросов легли в основу:
разработки уникальных критериев оценивания качества образования;
внедрение современных образовательных технологий;
увеличение вовлеченности и мотивации обучающихся в организацию контроля качества образования.
Практика включает также коммуникативную направленность, результатами которой являются:
внедрение практики неформального (прямого) общения с руководителями Академии по вопросам мониторинга качества образования;
встречи с представителями структурных подразделений, посвященные обсуждению критически оцененных показателей их деятельности со стороны анкетируемых лиц, с целью поиска путей решения возникающих вопросов;
построение планов развития деятельности по организации контроля качества образования с учетом современных трендов;
выстраивание доверительного диалога с обучающимися с целью формирования стабильного налаженного канала коммуникации обучающихся со структурными подразделениями;
внедрение наставничества в процесс управления качеством образования.
Результаты практики выражаются также в модернизации и адаптации содержания образовательных программ:
внешняя и внутренняя коллаборация педагогического сообщества при реализации образовательных программ (сетевые формы обучения, написание выпускных квалификационных работ межкафедральной направленности, развитие бинарных технологий обучения, проведение междисциплинарных круглых столов, конференций, дискуссий и т.д.);
использование современных технологий в учебном процессе.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Разработанная модель и практика управления качеством образования в Академии способна эффективно работать в других образовательных организациях. Существующие модели и практики управления качеством образования позволяют всесторонне оценивать реализацию образовательных программ с целью повышения статуса и престижа научно-педагогических работников, быстро реагировать на возникающие сложности и устранять их, анализировать соответствие образованию существующим стандартам и т. д. Одной из задач практики является распространение своего опыта с возможности их применения в других вузах. Созданная система управления качеством образования прозрачна и структурирована таким образом, что позволяет при небольшой адаптации под особенности образовательной организации внедрить данную систему в другой вуз.
Интернет-ресурсы практики