Наименование образовательной организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Номинация конкурса
Лучшая практика работы студенческого совета с академическими группами
Проблема, которую решает данная практика, описанная в виде вопроса
Как можно поддержать и развить активную жизненную позицию первокурсников,стимулировать творческую активность и инициативность обучающихся,при этом сформировать здоровую отношения внутри академических групп КНИТУ?
Описание содержания практики
“Кубок первокурсника КНИТУ” является конкурсом. Конкурс — это мероприятие, целью которого является системное выстраивание работы со студентами первого курса, выявление лидеров посредством конкурсных испытаний и награждение победителей этапов мероприятия, где абсолютным победителем является институт, набравший наибольшее количество баллов. Целью проведения Конкурса является поддержка и развитие активной жизненной позиции первокурсников, стимулирование творческой активности и инициативности обучающихся, формирование здоровой конкуренции между студентами институтов КНИТУ. Задачи: повышение уровня вовлеченности студентов-первокурсников в активную внеучебную деятельность; формирование положительного микроклимата внутри академических групп первокурсников; выявление и поддержка активных и талантливых студентов, являющихся основой для формирования будущих поколений активистов; формирование положительного образа активного студенчества; повышение значимости коллектива академической группы первокурсников; выявление и награждение академической группы, которая по итогам Конкурса станет лучшей среди академических групп первокурсников КНИТУ.
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА:
Конкурс Помимо Тьютор-Центра к проекту привлечены преподаватели университета, которые выступают в роли кураторов. Куратор закреплен за каждой академической группой и выполняет работу со стороны профессорско-преподавательского состава. Таким образом проводится адаптация студентов первого курса к среде университета, учет их мнения при организации учебного процесса и решении социальных вопросов, информирование и мотивация членов академических групп. Над работой тьюторов осуществляется контроль: тьюторы ежемесячно подают отчет о проведенных тьютор-часах, о степени адаптации группы к университету, о конфликтах, существующих внутри и за пределами группы и др. проводится в несколько этапов:
Этап 1: Посвящения в первокурсники на уровне институтов КНИТУ. Проводятся в период с 5 по 15 сентября 2024 года.
Этап 2: Посвящение в первокурсники «Первый опыт». Проводится 20 сентября 2024 года на территории СОЛ КНИТУ «Зеленый бор».
Этап 3: Добровольческий этап. Организуется на уровне институтов среди академических групп первокурсников с 16 по 29 сентября
Этап 4: Интеллектуальный этап. Реализуется с 23 сентября по 6 октября на уровне институтов при участии «Брэйн клуба КНИТУ».
Этап 5: Творческий этап. Проводится с 28 октября по 11 ноября среди академических групп первокурсников институтов КНИТУ.
Этап 6: Конкурс «Лучший первокурсник КНИТУ». Представляет собой состязание между первокурсниками КНИТУ и проводится с 2 по 28 февраля 2025 года.
Этап 7: Ролевая игра «Битва цивилизаций». Проводится среди групп первокурсников, ставших лучшими в этапах, проводимых на уровне институтов/колледжа (далее – группы-финалисты).
Этап 8: Фотокросс Организуется с 9 по 15 февраля 2025 года среди групп-финалистов. Этап 9:Визитка в формате Power Point. Представляет собой презентацию, отражающую специфику будущей профессии первокурсников. В данном этапе принимают участие группы-финалисты. По итогам проведения этапов Конкурса определяется институт, набравший наибольшее количество баллов.
По итогам проведения 7,8,9 Этапов Конкурса определяется Лучшая академическая группа КНИТУ. Академическим группам первокурсников, ставшим победителями в рамках этапов, проводимых в институтах, предоставляется возможность представить свой творческий номер на финальном концерте. Рейтинговая таблица публикуется в открытом доступе в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Итоги Конкурса оглашаются на финальном концерте 28 февраля 2025 года.
Уникальность (оригинальность) практики в сравнении с аналогами
Ознакомившись с развитием студенчества в вузах города Казань, мы не выявили проведения подобных конкурсных программ для сплочения академических групп, но нашли различные узкопрофильные конкурсы для развития творческой инициативности студентов. Сравнивая конкурсы, наша практика уникальна тем, что за один период времени, конкурс раскрывает все направления творческой инициативности обучающихся, а не отдельные его направления. Также уникальный подход практики состоит в том, что первокурсники уже в начале обучения получают возможность показать свои таланты всей группой на уровне вуза и совместно бороться за звание лучшей,при этом ощутить важность своей роли в институте.
Основные результаты и эффективность реализации практики
Результаты практики проведения “Кубка первокурсника КНИТУ” и развития студенческой жизни могут быть различными в зависимости от поставленных целей и задач. Качественные результаты включают: повышение уровня вовлеченности студентов-первокурсников в активную внеучебную деятельность; формирование положительного микроклимата внутри академических групп первокурсников; выявление и поддержка активных и талантливых студентов, являющихся основой для формирования будущих поколений активистов; формирование положительного образа активного студенчества; повышение значимости коллектива академической группы первокурсников; выявление и награждение академической группы, которая по итогам Конкурса станет лучшей среди академических групп первокурсников КНИТУ.
Возможность масштабирования практики в других регионах и образовательных организациях
Масштабирование в других регионах и образовательных организациях может быть реализовано через :
• Адаптация формата: Создать универсальную концепцию конкурса, которая может быть адаптирована под разные образовательные учреждения, учитывая их особенности и потребности.
• Партнёрство: Установить сотрудничество с другими университетами для совместной организации мероприятий.
• Обмен опытом: Проведение семинаров и мастер-классов для обмена опытом между вузами.
• Региональные отборочные туры: Проведение отборочных туров в разных регионах, чтобы выявить лучшие команды для участия в финале.
• Финансирование: Найти спонсоров и партнеров, которые могут поддержать конкурс материально или предоставить призы
• Создание руководства: Разработать методические материалы, описывающие процесс организации конкурса, включая правила, критерии оценки и рекомендации по проведению мероприятий.
• Поддержка новых организаторов: Предоставить консультации и помощь новым организаторам в процессе подготовки к конкурсу.